Это окончание. Начало здесь:
Завтрак. Начало ежедневного чтения. Интеллектуальная зарядка.
https://gart67.livejournal.com/70818.html Обед. Общественное чтение. Поддержание и развитие своих социальных потребностей.
https://gart67.livejournal.com/71074.html Ужин. Размышления о прошлом и будущем. Подведение итогов и планирование будущего за пять минут.
Да-с, именно за пять минут до сладкого сна и нужно успеть!
Но сначала я запишу, какое чтение я не признаю книжным ужином.
Джеймс Хэрриот рассказал о снотворном чтении. Он читал «Село Степанчиково», его патрон - «Физиологию глаза» для то, чтобы их глаза поскорее сомкнулись. Насколько я понимаю, снотворный эффект достигался перегрузом информацией и, далее, положительно подкрепленным условным рефлексом.
Очень полезно для здоровья управлять своим сном без лекарств, пока это возможно, не спорю. Однако, по-моему, это - не чтение, которое есть считывание смыслов из абстрактных символов. Это - совсем другой процесс снятия тревожности, еще чего-то, скорее, действительно, по гигиенической, чем по педагогической части. А чтение, действительно, относится к педагогическим, самообразовательным и самовоспитательным процессам.
Как утверждали просветители 18 столетия, в сознании нет ничего, чего не было сначала в опыте (своем или чужом), а в социально-важном поведении нет ничего, чего не было сначала в сознании. Неважно, в своем или чужом - человечество существует уже довольно давно, чтобы проиграть и пережить все возможные нравственные коллизии. Другое дело, какой вариант поступка именно ты выберешь в момент испытания, когда он случится. Потому что за последствия своего выбора будешь отвечать ты, а не литературный герой (например, Дон Кихот) или общественный идеал (например, Пушкин).
И, выбирая книжку себе на ужин, стоит выбрать ее в расчете, во-первых, на кратковременность чтения, во-вторых, на смысловую насыщенность. Этакая мозговая косточка для человека, я бы сказала.
Какие варианты выбора мне известны:
1. Гомер. Одиссея в переводе В. А. Жуковского. Читатель тренировал свою память, заучивая наизусть отрывок из песни, в которой Телемах отправляется на созванное им народное собрание в сопровождении только двух собак. Читателя восхищала ирония ситуации и переживая одиночество героя, он собирался с силами, чтобы справиться с собственными переживаниями и набраться в красоте стиха опять-таки сил для завтрашних забот и дел.
2. Евангелие. Читатель первоначально стремился прочесть его целиком перед сном и очень сокрушался, что греховно засыпал, не дочитав намеченной порции. Библиотекарь посоветовал взять один стих, прочесть его со всем вниманием. Затем отложить книгу с закладкой на завтра и поразмыслить сколько удастся над прочитанным наедине с собой. Кажется, читатель был доволен своим чтением, насколько мне известно, такой способ чтения не может повредить вере и спасению души.
3. Пушкин А. С. Евгений Онегин. Читатель потреблял эту книжку, примерно с той же целью, что и читатель Гомера. Но следует признать, что при внимательном чтении, Пушкин начинает восприниматься столь же далеким, как и Гомер. Это восприятие совершенно нормально, оно показывает изменение и рост читателя от школярского представления к личному о данном произведении, действительно значимом и великом для русской национальной литературы.
4. Японская лирическая поэзия в переводе отечественных поэтов и переводчиков. Она удовлетворяла потребность в красоте смыслов, которые можно было угадывать, либо по произволу, скользить по поверхностности, ощущая многообразие и единство жизни.
Общим во всех этих образцах будет, если так можно выразиться, «элитарность» чтения, и это можно признать ведущим признаком произведения, подходящего для книжного ужина.