На прошлой неделе начали весеннюю уборку и заодно стали перебирать домашнюю библиотеку. Собралась кучка книг явно случайных, не вписывающихся в чтение членов нашей семьи. Жаль, что из-за карантина закрыт библиотечный буккроссинг. Ну, и выяснилось, что места на полках для хранения домашнего собрания не хватает, а это значит, что от какой-то части книг придется избавиться, поскольку все равно не читается. Надо только найти им читателя и будущего хозяина. И тут как раз одна наша юная родственница высказала желание обзавестись книгами по методике трудового обучения! Именно эта тема мне совершенно неинтересна, а моя мама, которая, напротив, посвятила ей жизнь, уже совсем не нуждается в литературе, копившуюся годами.
Естественно, нас еще вдохновило желание девушки забрать книги именно по методике, а не про изделия. Хотя, конечно, у нас есть множество сборников по изготовлению разнообразных самоделок, наглядных пособий и так далее прошлого, то есть двадцатого, века.
Я еще подумала, что покажу Лизе две книжки с ятями 1914 года, принадлежавшие моей двоюродной тетушке, воспитаннице Александровского сиротского училища. в это училище она попала, потому что ее мама умерла, и там она получила образцовое дореволюционное женское обучение и воспитание. Например, единственная из всей семьи, она умела вести книгу учета доходов и расходов и профессионально шить, штопать, перелицовывать и прочее.
Первая книга - собственно методика преподавания рукоделия в «женскихъ гимназiяхъ и прогимназiяхъ», а другая книга представляет собой своего рода нарезку из модных журналов того времени, разложенную по видам рукоделий, как хорошо известных, так и забытых, названья их звучат, как музыка:
Гольбейновый шов, белошвейная работа, решетки по полотну, шитье «Гардангер», ажурное шитье, вышитое кружево, тюлевое кружево, шитье золотом, шитье по тюлю, «легкiя вышивки»...
А каковы изделия! Как вам понравится, например, «салфеточка для мороженого» из игольного кружева? Или колпачок для лампового стекла из бумажной канвы? Сплошная экзотика!
Когда держишь в руках реальные книги того времени, ясно видишь, насколько далеки прекраснодушные мечтанья о Российской империи некоторых моих соотечественников от обычной жизни того времени. Не раз и не два я представляла себе, о чем должна была думать и заботиться владелица подобной литературы в отличие от моей современников, насколько изменился быт...
В самом деле, вы представляете, сколько часов нужно потратить на изготовление совершенно ненужных теперь вещей, а тогда почему-то необходимых? Всяких салфеточек, колпачков, кошелечков, чулок и нижних юбок? Это сейчас модное хобби некоторых мастериц, а тогда всем женщинам дома с самого детства приходилось корпеть над рукоделием до последнего вздоха. Причем вещи не выбрасывались, а заботливо ремонтировались до последнего момента, когда нужный предмет разжаловывался в ветошь или половую тряпку. Девушка могла не знать таблицы умножения, но обязательно умела заштопать чулок, штопка была как обыкновенной, так и художественной, это было досугом, а не работой по дому! Ну, и, конечно, готовилось приданое - скатерти голландского полотна с монограммами, личные полотенца, платки носовые, подзоры и покрывала для кроватей, кружева для белья и церкви - всего не перечислить!
Сейчас-то это называется винтаж, сейчас - это одно из направлений моды, сейчас этим всем можно заниматься только по желанию, а тогда - ой! Даже предписывалось, чтобы молодой человек видел девушку только за иглой или с крючком. Он с ней беседует, а она молча работает и только внимательно слушает. и было ей чего слушать! Откуда же ей было знать то, что юноша набирал из прочитанных книг (его-то за штопку носков не усаживали, он, небось, даже пуговицу пришить не умел).
Женские гимназии готовили матерей и хозяек, которым «придется изготовлять необходимую въ домашнемъ быту одежду, заниматься ея починкою и проявлять некоторый вкус, одевая себя и свою семью». Представьте себе, если бы вам лично пришлось ограничиться подобным занятием до самой смерти, каково вам было бы!
В общем, блеск и убожество прошедшей жизни отразился в тех книгах.
Особенно мне нравилось читать старую методику рукоделий Вагнер. В то время совершился переход к классному преподаванию. «Классное преподавание рукоделия впервые было введено в Германии в шестидесятых годах прошлого столетия (имеется в виду 19 век, книга вышла в 1914 году) учительницею Розалией Шалленфельд, которая им произвела полный переворот в преподавании рукоделия, встреченный сначала недружелюбно сторонницами старой рутины. Новый метод, однако, завоевал себе право гражданства и был признан всеми удачным, не только благодаря внешнему удобству, но и как наиболее успешный и наиболее целесообразный с педагогической точки зрения».
Я специально записываю, как изъясняется образованная женщина того времени, чтобы стало очевидным, что не из-за чего падать ниц и поклоняться образованию того времени, оно закладывало основу для современности, к труду предшественников надо относиться с уважением, но не надо делать из прежних деятелей культ и обмазывать розовыми соплями.
Опять же обратите внимание, как в двух словах излагается суть классного преподавания, а потом раскрывается уже подробнее, но по-прежнему очень простыми словами: «одна работа объясняется всему классу одновременно. Классное преподавание имеет перед господствующим в старой школе одиночном преподавании то преимущество. что учительница, давая объяснения всему классу сразу, выигрывает много времени и, следя за движениями рук учениц, может со своего места постоянно наблюдать за правильным исполнением работы. Кроме того, при классном преподавании все ученицы заняты одновременно и не остаются без дела и присмотра. Понятно также, что при таком ведении дела внимание всех учениц сосредоточивается на работе и классная дисциплина поддерживается как бы сама собою».
А теперь несколько вопросов, на них мне было интересно отвечать самой, и, может, будет интересно подумать вам.
Вы заметили единство образования и воспитания, которое попытались разделить в современной России? Дескать, пусть воспитывают родители, а школа пусть дает только знания, то есть, оказывает «образовательные услуги».
Как вы думаете, чем вызвано появление именно в шестидесятые годы девятнадцатого столетия классного преподавания? Можно ли от него отказаться в современных условиях? Например, в учебных роликах не осуществляется ли прежний, ремесленный подход?
Может ли быть полезным переиздание и рекомендация этой и подобной литературы?из всего многообразия педагогической литературы юная родственница заинтересовалась именно этими двумя книгами. Понятно, что ее привлекла необычность, кроме того, очень приятно чувствовать свою укорененность в избранной профессии, но вдруг существует общественная потребность, еще не отраженная в народном просвещении?