Затеяла сама с собой игру в «Челленджи». Сегодня выпал челлендж «Прочесть главу из бумажной книги прежде чем отправиться в постель. И никаких смартфонов!»
Каким смешным не представлялось мне это предписание: что-что всего одну главу?! Из интересной книги? Издеваетесь, господа составители? А если из книги сложной, до которой у меня без вызова руки не доходят, то извините, мне и нескольких предложений хватит, чтоб окочуриться.
Скажем, попробуйте-ка сами, умный и образованный человек, прочесть одну главу (целую главу!) из книги А. Ф. Лосева «Имя. Слово. Миф», не теряя линию рассуждений автора, удерживая в памяти особенности его лексикона и все значения слов, которые он употребляет - потому что каждый философ по-своему интерпретирует даже названия основных категорий. Лосеву ведь надо было по-наружности казаться материалистом! И поэтому он сводит меня с ума. Тем более, что я не уверена в необходимости познания его философии. Поэтому книжка эта стоит у меня на полке до сих пор непрочитанной, но я не испытываю никаких угрызений совести по этому поводу. Если я встречу человека, которому эта книжка нужна, отдам без колебаний и немедленно, а пока что она в целости и сохранности подождет своего часа.
Все, закончила бранить американцев, тем более, что они хотели мне помочь сорганизовать свою жизнь, «сделать ее более продуктивной». И здесь мне показалось очень полезным заметить разницу и сходство между своей и чужой национальной культурой.
Насколько я поняла, прошлое не должно обременять, отягощать собой настоящее, в котором человек живет. Будущее должно присваивать, переносить в настоящее, в котором человек живет. Существует только вот этот момент, в котором ты есть и должен совершить поступок - это ты, собственно, и есть, этот поступок.
Я подумала, а нет ли здесь переклички с романом Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Этот роман писался и два столетия читался как революционно-агитаторский. Но что если попытаться его понять как мещанское произведение? Да, революции и перевороты с мятежами, начиная с двадцатого века, стали частью жизни мещанина! Как часто мы в рекламе слышим: «Это революция в косметике!»и и пр. Интересный поворот восприятия? Эксперимент? Но не слишком ли кощунственны такие игры? Нет, не для меня, конечно, с меня спрос невелик, не я начала эти игры и, по крайней мере, я же и заметила, что их можно обернуть во зло. Но решать придется тебе самому, дорогой мой читатель, сам ты определишь свою меру. Будь осторожен: некоторые сугубо интеллектуальные игры кончаются нешуточной кровью.
Итак, для челленджа я выбрала исторический роман Михаила Ишкова «Адриан». Разумеется, ограничивать себя одной-единственной главой я не собиралась. Своей задачей я поставила зафиксировать размышлизмы, которые, несомненно, меня посетят во время чтения.
Но, помимо решения, этой, весьма непростой задачи, мне явилось решение другой, методической задачи: что стоит писать в читательском дневнике. в первую очередь в нем следует фиксировать формальную информацию: автор, название и выходные данные, дату и время чтения и так далее, то, что нужно для статистики. Но содержание читательского дневника - это материал для самопознания, и следует оговорить, что является материалом.
Читательский отзыв? Эмоции, которые пробудила книга? - Да, конечно. Но чувства и эмоции - одномоментны. Раз - и нет их, на место одних чувств приходят другие, с совсем иными мыслями. Я думаю, что интереснее всего зафиксировать переход от первичных ощущений к их осознанию и формированию представлений, это раз. И второе: зафиксировать представления, которые сформировала эта книга у тебя, и те представления, которые стремился сообщить автор. Познавательно будет заметить разницу и зазор между собой и другим человеком, ваши мировоззренческие и эстетические отличия. А еще можно попытаться объяснить отличия между двумя людьми различием в опыте, знаниях и прочем. Это тоже интересно, на мой взгляд.
Вот в таком разрезе я думаю, что стоит проводить анализ своего сознания. Что ж, я, конечно, профессионал, но, может, попробуешь стать моим соавтором, а, мой дорогой читатель? Попробуй дополнить содержательный элемент читательского дневника, а то и поспорь со мной!