Вступление: все, что я скажу далее является сугубо моим личным мнением. Не хочу транслировать свои стереотипы, представления и суждения о предмете в качестве Истины или мнения какого бы то ни было сообщества. Теперь к делу.
Самым главным в своей работе я считаю развитие познавательного интереса, какого бы возраста не был читатель. Почему? Да потому что развитие познавательного интереса - это во многом синоним развития всей личности. Познание не имеет прямого отношения разве только к чувствам, эмоциям. Скорее наоборот: чувство, страсть окрашивает и проникает вглубь всего познания. Ну, и конечно, человек стремится "овладеть собой", то есть не позволить разрушить свою жизнь из-за собственных страстей и чувств, возникающих и прекращающихся независимо от нашего сознания. из-за чувства самосохранения, опять-таки познание ставится во главу угла, только направлено оно уже внутрь самого себя, а не вовне - вот и вся разница. Gnothi se auton, как говорили мудрецы.
Как я представляю себе познавательный интерес.
Бродит некто по абсолютно темному залу с фонариком, натыкаясь то и дело на стены, углы, вещи, потому что фонарик очень слабый и высвечивает только незначительные детали. К счастью, рядом есть люди, которые буквально руководят этим человеком, не позволяя ему слишком сильно ушибиться. Ну и сам человек не стремится обследовать все углы, скорее, он будет робко жаться к другим людям. Таков познавательный интерес у ребенка.
Далее, этот некто обзавелся фонариком помощнее, натыкаться на острые углы стал реже, а потому обрел некоторую самоуверенность. Поэтому стал перемещаться по залу свободнее и решительнее манипулировать вещами и людьми, оказавшимися в пределах доступа, а, значит, ушибаться стал реже (но зато больнее). Таков интерес у подростка.
Наконец, то ли благодаря усовершенствованному инструменту, то ли благодаря полученному опыту, человек понял, что темным помещение представляется только ему самому, для всех остальных оно залито солнцем и полно радости и красоты. Кроме того, он догадывается, что руководители спасали его, в общем-то, от него же. Человек думает: "О, они меня недооценивуют! Я еще себя покажу! Я их..." Человек хватает труднодоступные вещи вслепую, пытается комбинировать из них нечто новое тоже практически вслепую с предсказуемым результатом. Таков познавательный интерес, который еще не приложен к делу, молодого человека.
Если же познавательный интерес приложен к делу, то он становится интересом зрелым. И соответствует он уже личности социально зрелой независмо от взрослости, то есть социальной зрелости личности. и развиваться он будет уже очень осознанно и индивидуализированно. Здесь я пока не наблюдаю каких-то других общих закономерностей. Может, потому что объектов для наблюдения слишком мало для того, чтобы делать какие-нибудь обобщения?
Я не случайно все время связываю знание и власть, власть над собой, вещами, другими людьми. мне неизвестно на каком языке - английском или латинском - сказал Бэкон свою сакраментальную фразу, однако и power по-английски, и potencia по-латински означаю одно и то же: возможность совершить что-то, то есть власть. поэтому даже библиотекарь получает определенную власть над душами других людей, и здесь возникает определенная этическая проблема. Где и в чем пределы власти, для чего она исползуется. Я считаю, что моя власть ограничена самосознанием человека, и что использую я свои возможности именно для того, чтобы он свое самосознание расширил за счет опыта других людей, в идеале - всего человечества.
Вот так. И в этом весь секрет.