Отбор литературы для библиотерапии

May 29, 2016 20:44

Сейчас я пытаюсь понять, какими критериями руководствовались мои предшественники, выбирая литературу из мутного потока современных изданий. Да, есть заявленные принципы: 1) высокие художественные достоинства; 2) герои этих книг должны быть по плечу пациенту; 3) ограниченный объем. Даже если добавить ограничение по религиозному, культурному, национальному признаку и пр. все равно количество удовлетворяющих условиям литературы превышает всякие разумные пределы. Список литературы, составленный Агнессой Михайловной Миллер в 1975 году, состоит из 80 названий! Конечно, некоторые из них принадлежат одному автору и скорее всего будут найдены под одной обложкой, так что не все так страшно. И все равно слишком много, ведь жизнь не ограничить никакой стеной, и лечебное чтение будет только ее частью, притом скромной.

Другой список, обнаружившийся в Интернете, был составлен литовским психотерапевтом Александром Ефимовичем Алексейчиком. Он гораздо меньше, этот рабочий инструмент, из современных автору изданий за пятнадцать лет (с 1988 по 2002 годы) взял для себя пятнадцать книг и пятнадцать фильмов. Фильмами я высокомерно пренебрегла, а вот литературу стала изучать. И по крайней мере одну из книг, включенных психотерапевтом, я никогда не стала бы рекомендовать никому, находясь в здравом уме и трезвой памяти. Эту запись в своем блоге я делаю, чтобы означить свои критерии отбора в свой будущий список.

Во-первых, следует представить автора злополучной книги. Скажу, что о нем я не слышала ни одного доброго слова: о Михаиле Осиповиче Меньшикове во всех энциклопедиях говорится как о идеологе черносотенцев и т.д. Во-вторых, следует сказать, что его книга - "Выше свободы" вызвала наилучшие впечатления и пока не встретила ни одной идеи, с которой бы от души не согласилась. Особенно мне понравилось рассуждение Меньшикова о нации: ни язык, ни религия, ни культура сами по себе не образуют нацию! По его мнению, нация есть вот что:
"Нация" есть не физическое существо, а политическое. Нация есть одухотворенный народ, сознающий себя среди других народов независимым и державным. Нация - это когда люди чувствуют себя обладателями страны, ее хозяевами. Но сознавать себя хозяевами могут только граждане, люди обеспеченные в свободе мнения и в праве некоторого закономерного участия в делах страны. Если нет этих основных условий гражданственности, нет и национальности, или она зачаточна. Нация есть душа народа: общий разум и общая любовь. Но возможен ли общий разум, если он обречен молчанию? Возможна ли общая любовь без творческого участия в том, что любишь? Итак, нация есть союз гражданский прежде всего. "Все остальное приложится", если найдена вот эта "правда" - гражданская справедливость. Какая бы группа ни соединилась для защиты и бережения основных прав человека, она становится нацией

Так почему же я не буду рекомендовать эту книгу, если я во всем согласна с автором, если ее язык, как скажет любой человек, хорош и понятен? Может быть, я просто трушу из-за дурной репутации автора? Не знаю.

мыслители, национальный вопрос, библиотерапия, гражданственное, творчество, познание

Previous post Next post
Up
[]