Apr 11, 2015 11:54
Как-то мама разговаривала с моей тетей, и та сказала: "Журналисты, они вдвое умнее и образованнее нас с тобой!"
Мама про себя фыркнула на эти слова, дескать, насчет ума - вопрос спорный, но вряд ли у любого журналиста есть четыре высших образования, которыми он пользуется в своей работе, в отличие от мамы. Но спорить, естественно, не стала, а мы приобрели великолепную поговорку о газетных статьях - мы их не понимаем оттого, что понятия их авторов вдвое превосходят наши. И улыбаемся вместо того, чтобы рвать на себе волосы с воплем о временах и нравах всеобщего упадка и т.п.
И все же, когда я натолкнулась на статью журналиста Яковенко с критикой имперского мышления, то приступила к ее чтению с трепетом: умный оппонент всегда чему-то полезному научит. Тем более, что читала я эту статью по рекомендации одного известного человека, где автор был охарактеризован как образец интеллигентности и ума, а статья как образец и верх публицистической мысли. Ну что ж, рекомендации блестяще оправдались. И автор, и статья настолько замечательны, что я готова грызть локти из-за отсутствия исторического кружка, чтобы провести следующее занятие на данном материале и по данной теме ну вот хотя бы так.
1. Прочесть статью.
2. Найти в каждом абзаце хотя бы одну ошибку против исторического мышления и/или исторических фактов и показать, в чем эта ошибка заключается. Присваивать баллы за каждую обнаруженную и доказанную ошибку.
3. Выполнение работы на тему об имперском мышлении.
Примерный план работы:
а) дать рабочее определение имперского мышления. Например, и. м. - есть вид политического сознания, при котором возможно создание и функционирование специфического государственного образования - империи.
б) дать рабочее определение империи. Для этого необходимо: назвать известные учащемуся империи (попытки создания империй) и попытаться выделить общие черты для всех этих государственных образований.
в) применить получившееся определение к современной России и установить, можно ли Россию назвать империей в каких-то сущностных чертах.
Вывод. Если Россия в сущностных чертах является империей, то разрушение имперского мышления обернется разрушением государства.
Вопросы для этических размышлении:
Является ли разрушение государства безусловным благом, благом при соблюдении определенных условий, необходимостью или злом (злом безусловным или злом при соблюдении некоторых условий)?
Может ли человек, желающий разрушить государство, называться патриотом или он пользуется благопристойной маской, скрывая свои зловредные намерения, чтобы обмануть доверчивых граждан? Вправе ли граждане поступить с означенным человеком как с разоблаченным мошенником, то есть отказать ему в дружбе и доверии или даже сдать в полицию?
ум,
мыслители,
размышлизмы