Виртуальная реальность - это компьютерная модель действительности, которая может быть сфокусирована как вокруг одного конкретного процесса или явления, так и быть полифункциональной средой, впитавшей в себя все элементы реальности. Собственно говоря, современные гиганты компьютерных игр
World of Warcraft и
There - это виртуальные миры, и однажды особо сообразительные пришли к выводу, что виртуальные миры могут быть не только обособленными площадками для общения, но и вспомогательными инструментами бизнеса. Как зарабатывать с их помощью, можно увидеть ниже.
Как все начиналось
В 2003 году
Linden Lab запустила свою легендарную
Second Life - 3D-пространство с элементами игры и социальной сети, где каждый мог создать свою собственную 3D-копию. Second Life произвела настоящий бум. В 2007 году компания Gartner прогнозировала, что к концу 2011 80% активных пользователей интернета будут иметь виртуального себя. Однако эти прогнозы существенно разошлись с реальностью. Тем не менее, виртуальные миры - технология, активно использующаяся как маркетологами, так и HR-менеджерами, при обучении персонала, демонстрации продукта и в ряде других случаев. И пусть лавры Second life отхватил себе Facebook и иже с ними, виртуальная реальность - инструмент, который может сослужить вашему бизнесу неплохую службу. Ниже - подборка кейсов, доказывающих это.
#1
Каждой твари по паре, а каждому сотруднику по виртуальной копии
В преддверии финансового кризиса в 2008 году крупнейшие мировые корпорации проявляли активный интерес к виртуальным мирам, в них они, в первую очередь, видели следующую эволюционную ступень интранет-систем. Виртуальные миры внедрялись как инструменты внутрикорпоративных коммуникаций, делая удаленный доступ сотрудников простой и удобной процедурой.
Одними из первых идею виртуального рабочего пространства стали внедрять
SUN Microsystems, которые запустили в 2008 году собственный виртуальный офис на базе Wonderland. Здесь сотрудники могли перемещаться между отделами и корпусами компании, разговаривать друг с другом «голосом», получать доступ к документам, вывешивать файлы в общий доступ, смотреть прототипы продуктов и т. п. Однако в 2010 году при слиянии SUN и Oracle проект заморозили.
#2
Недвижимость: посмотреть квартиру, не выходя из собственной
Виртуальные миры могут стать хорошим подспорьем для риелторов и их клиентов. Недавно об этом задумались
канадские агенты по продаже недвижимости. При помощи Google Street View риелторы знакомят своих потенциальных арендонанимателей с предлагаемыми районами. Клиенты могут совершить виртуальную прогулку по своему будущему месту локации, найти аптеку, прачечную или местные магазины, разобраться, есть ли детская площадка, торговые центры и пр.
#3
Мир - виртуальный, обучение - реальное
Siemens используют виртуальное пространство для обучения новых сотрудников. Мировой гигант от электроники построил собственный виртуальный мир на базе Open Sim, в который загрузил прототипы всех образцов своей продуктовой линейки для изучения сотрудниками. Логичный вопрос - вопрос защиты такого мира от вторжения посторонних соглядатаев - сотрудники компании комментируют так: «Если виртуальный мир создан на собственной платформе компании, он не менее защищен от стороннего вмешательства, чем традиционный интранет, -
говорит Стивен Рассел, специалист департамента корпоративных исследований Siemens (Siemens Corporate Research). «Отдельный плюс, - подчеркивает Стивен, - в том, что внедрение и содержание подобных систем обходится дешевле командировок и голографической технологии, как в Стар Треке».
#4
Эта сладкая фраза «Рост продаж»
Маркетологи решили сыграть на эффекте неожиданности, который достигался тем, что виртуальное пространство появлялось там, где ты меньше всего на свете ожидал его увидеть.
Так, специалисты отдела маркетинга одного корейского супермаркета (торговая марка Tesco)
разложили виртуальный товар на виртуальные полки самой что ни на есть реальной станции метро. И хотя в данном случае технологии использовались вполне реальные - постеры с товарами разместили в лайтбоксы, wow-эффект имел место быть на 250%. Причем акция была не просто рекламной, но и вполне себе trade-marketing. Так как можно было считать QR-код нужного товара, оплатить его online и найти его уже вечером у себя дома. Путем такой эффектной, но по сути незамысловатой кампании, Tesco удалось увеличить продажи на 130%, став первым среди online-дистрибьюторов еды.
Впечатлительные австралийцы позже
повторили эксперимент - и тоже небезуспешно.
#5
Стать мишенью и спасти тигра
И напоследок немного социальной составляющей.
Креативное агентство Leo Burnett Moscow
получило бронзу на Каннских львах за экологический проект Photoshooting. «С помощью технологии добавленной реальности (augmented reality) люди смогли почувствовать себя на месте амурского тигра, беспомощного перед прицелом браконьера. Эта кампания стала примером умного использования добавленной реальности. Креативная идея не строится вокруг технологии. Наоборот, с ее помощью далекая проблема переносится в реальный мир», - поясняют экологи из
WWF (Всемирного Фонда Защиты дикой природы) идею
Leo Burnett.
А заключалась идея в следующем: на первом этапе интернет-пользователи могли купить специальную футболку со схематичным изображением тигра, после чего они заходили на специальный сайт, включали web-камеру и как только их изображение появлялось на экране, тут раздавался выстрел, а футболка начинала покрываться пятнами крови.
Вторым этапом стала акция в магазинах одежды, где развесили все те же элементы одежды. При попытке приложить к себе футболку и посмотреть на себя в зеркало, раздавалось несколько выстрелов, и в зеркальном отражении футболка начинала стремительно пропитываться кровью. Напомним, что за пять лет участия России в Каннских львах это первый раз, когда отечественные рекламщики уехали из Италии с наградой.