Шарганска осмица

Mar 19, 2023 23:23

В октябре 1915 года сербская армия была разбита австрийцами, немцами и болгарами на всех фронтах и с колоссальными потерями отступила через горы к Адриатике. Затем союзники эвакуировали остатки сербов на Корфу, там Никола Пашич возглавил правительство в эмиграции, а Сербия оказалась оккупирована. Поскольку выхода к морю у Сербии не было, как нет и сейчас, австрийцы в срочном порядке начали строительство узкоколейной железной дороги, которая бы связала Сараево с Белградом. На пути от Мокра Горы до Кремны как раз и лежит Шарганский перевал на склоне Шишатовца 1231, куда я лазал вчера.


‘Кремна’ названа так потому, что при ударе киркой о каменную породу высекаются искры, а ‘Мокра Гора’ потому, что кругом бьют ключи из-под земли, и очень влажно. Нетривиальная задача проложить тут железку встала перед австрийцами. Они согнали 3000 русских и итальянских военнопленных. Трагедия случилась в одном из тоннелей под холмом ‘Будим’. Около 200 рабочих были в нём погребены кто от взрыва, кто заживо под завалом. Дело встало.




Продолжилось строительство уже в период Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, с 1 марта 1921 до 25 января 1925, когда через Мокру Гору прошёл первый поезд. Всем нужен выход к морю, не австрийцам, так самим сербам! Проект поменяли, и родилась знаменитая ‘восьмёрка’. 15 километров железнодорожного пути делают трёхсотметровый подъём (или спуск), и в одном месте дорога проходит над (или под) собой. По пути выдолблено 22 тоннеля и находятся 365 источников воды.
В 1974 дорогу закрыли за ненадобностью, а к XXI веку снова открыли ради поддержки туризма. Немалую лепту внёс Эмир Кустурица, снимавший тут свои фильмы, поэтому его имя используется как референс, у меня отпуск, я поехал в гости к Кустурице!



Путевые заметки, Автомотовелофото, Сербия, Горы, 2023, Дневник электронный

Previous post Next post
Up