Азия: быть женщиной - убийственное увечье.

Apr 01, 2012 01:25



"Когда-нибудь Миту Хуране, может быть, дадут Нобелевскую премию мира. Она - первая жительница Индии, подавшая в суд на мужа за то, что тот хотел убить ее еще не рожденных дочерей. Она хочет привлечь внимание к беде, продолжающейся на фоне азиатского экономического бума: массовым убийствам по половому признаку из экономического расчета", - пишет Георг Блуме в статье для Die Zeit.

Журналист сообщает, что Миту Хурана живет в Дели и работает врачом. Семья ее мужа, тоже врача, обязательно хотела сына-наследника. Хурана же не хотела узнавать пол ребенка, тем более что по индийским законам узнавать пол ребенка во время беременности запрещено. Семья мужа вынудила ее посетить гинеколога, и, когда стало известно, что она ожидает девочек-близнецов, муж и свекровь пытались заставить ее сделать аборт. Ее запирали в комнате, не давали есть, муж несколько раз сбрасывал ее с лестницы, чтобы спровоцировать выкидыш.

"Хурана спаслась бегством к родителям и родила дочек. Спустя два года она подала в суд - не без сопротивления властей", - продолжает автор. В полиции ее мать предупреждали, что женщины, имеющие проблемы с мужем, часто подвергаются изнасилованиям; судья предложил ей деньги за то, чтобы она забрала заявление, а другой судья дал мужу право видеться с детьми. Однако Хурана подумала: "Если образованная женщина, к тому же врач, не выдержит давления, то кто выдержит?" - и не сдалась.

"После родов Хурану поддержали родители и неправительственная организация. Но многие родственники, коллеги и друзья отвернулись от нее. Она уже четыре года ждет начала судебного процесса", - продолжает автор статьи.

"Мотивы убийства нерожденной дочери идут от очень современной установки: люди хотят больших свадеб, богатых подарков и гордых сыновей, но не бесполезных с экономической точки зрения дочек", - говорит Шанта Синха, председатель Индийской национальной комиссии по правам детей. "Отношение к человеческой жизни стало более жестоким, что могло произойти только в ходе модернизации". По ее словам, убийство девочек, также называемое "гендерцидом" или "фемицидом", не жестокое наследие патриархальных времен, а последствие упадка нравов в обществе потребления", - цитирует автор.

"Доклад ООН от 2010 года возлагает на Китай и Индию ответственность за 85 миллионов прерванных женских жизней - посреди экономического бума. Индийские и китайские исследователи, долго молчавшие, теперь сами стали признавать эту тенденцию", - сообщает Блуме.

"По мнению некоторых экспертов, еще в нынешнем столетии это приведет к самому серьезному нарушению равновесия между полами в истории человечества", - говорит он. По мнению социологов, нехватка женщин в будущем может привести к социальному насилию и войне.

"Раньше считалось, что экономический прогресс и рост уровня образования избавит общество от насилия. Примерами угнетения жен и дочерей служили старые, патриархальные сообщества, такие, как южный Китай или северная Индия", - говорит автор. "Но насилие происходит посреди азиатского общества. Оно идет бок о бок вместе с модернизацией. В Китае процент женщин за последние годы драматически снизился во всей стране, в первую очередь в процветающих прибрежных регионах. Одна из основных причин - официально продолжающаяся "политика одного ребенка". В Индии события развиваются по тому же сценарию, но со сдвигом на десять лет. С начала нового тысячелетия женщин становится все меньше на богатом юге, в больших городах и даже в либеральном штате Керала", - сообщает автор.

По словам 80-летней повитухи Сумитры Ароры - единственного человека, согласившегося поговорить с журналистами Die Zeit на эту тему, - "конфессиональная принадлежность больше не играет никакой роли в принятии решений. Для мусульманок ее квартала дети раньше были божьим даром. Сегодня они делают аборты, как и все другие. Для индуисток Арора раньше совершала паломничества к богине плодородия Вайшне Деви в Кашмир. Богиня - женщина и защищает девочек. Но молодые женщины сегодня не хотят ничего слышать о Вайшне Деви. "Они больше не верят в богов", - говорит Сумитра Арора. Вместо этого они верят в абортивные таблетки", - цитирует автор.

"Немногие осмеливаются открыто бороться с убийствами по половому признаку", - пишет Блуме. Он приводит в пример Дипака Дахию, бывшего руководителя отдела здравоохранения штата Харьяна. После издания закона о запрете определения пола эмбриона в 1996 году на Дахию была возложена обязанность выявлять врачей, проводящих УЗИ, и доводить их дела до суда. "В период между 2001 и 2005 годами в Харьяне по его инициативе под суд пошли 30 врачей, 20 из них были приговорены к нескольким годам тюремного заключения", - сообщает автор. Однако, по его словам, после ухода Дахии на пенсию практически ни одного врача в Индии не приговаривали к тюремному заключению за определение пола эмбриона.

"Для врачей в Индии и Китае аборты - это бизнес, ежегодно приносящий сотни миллионов долларов", - пишет автор. "General Electric и Siemens в последние годы разработали в Китае и Индии новые установки УЗИ, стоящие гораздо дешевле, чем приборы, сделанные на Западе".

"Западные политики постоянно ездят в Индию или Китай и, особенно в Пекине, грозят пальцем, напоминая о правах человека. Но никто по сей день не отважился осудить миллионные убийства по половому признаку", - говорится в статье.

"Одна из причин заключается в том, что правительства в Дели и Пекине делают вид, будто предпринимают соответствующие меры. Оба правительства в прошедшее десятилетие приняли просветительские программы. Они создали законы, запрещающие убийство по половому признаку и предписывающие высокие штрафы за определение пола эмбриона. Но толку от этого мало. В первую очередь потому, что не хватает политической воли", - пишет Блуме.

"Но пекинское политбюро может и по-другому. Информационную кампанию по борьбе со СПИДом в свое время взял в свои руки премьер Вэнь Цзябао. Он навещал больных и инфицированных. Это сразу произвело массовый эффект. Для нерожденных девочек своей страны боссы из политбюро пока не сделали ничего подобного", - говорится в статье.
Previous post Next post
Up