Недавно один мой коллега озвучил концепцию, которую не могу не признать логичной и вполне обоснованной.
Поймал себя на мысли, что подсознательно и сам тянулся именно к такому уровню отношений с заказчиком, стараясь избегать щекотливых ситуаций.
Но теперь, пожалуй, обмозгую, что-то добавлю, что-то убавлю - но возьму на вооружение в качестве рабочего т.с. кредо.
-------
Представим себе, что вы - гламурная блондинка, которая пришла на приём к хирургу, чтобы увеличить грудь.
Вы хотите 4-й номер, да такой, чтобы торчали вперёд и вверх на зависть всем подружкам, но по цене 2-го номера естественной природной формы.
Один доктор скажет вам: "нет проблем!" - и впендюрит страстно желаемый "бампер от автомобиля HAMMER" к вашему в лучшем случае "запорожцу".
Другой подумает и ответит: "Извините, голубушка, но этого делать я не стану - грудь такого размера при вашем росте в 147 см. и весе 42кг. сместит центр тяжести вашего тела, и вы будете непременно падать при ходьбе. Не говоря уж о негативных последствиях для позвоночника и внутренних органов".
Вы обидитесь и уйдёте к первому.
Второй потеряет гонорар, но сохранит репутацию и чистую совесть, от чего в последствии только выиграет.
-------
Представим себе, что вы пришли к стоматологу и настаиваете на установке имплантов в вашу очень изящную челюсть, свойства которой таковы, что делать это противопоказано по медицинским причинам, да и по эстетическим тоже.
Грош цена тому стоматологу, который пойдёт на поводу у ваших капризов!
-------
Представим себе, что вы приехали на жигулях в фирменный автоцентр BMW и потребовали установки под капот шестилитрового двигателя вышеназванного бренда.
Что ответит вам мастер? Что он подумает - лучше даже не представлять...
-------
И последнее...
Наловили вы в пруду рыбы, принесли домой и потребовали у жены сварить из неё грибной суп.
Надеюсь, что в тот момент вы стоите далеко от кипятка, колющих и режущих предметов...
-------
Аналогий можно приводить великое множество.
Суть же в том, что придя к хирургу (стоматологу,механику, бухгалтеру, к жене(!)), вы:
- описываете суть своей проблемы;
- излагаете свои пожелания;
- отвечаете на вопросы специалиста;
- выслушиваете его предложения и рекомендации.
И далее, если его аргументация не кажется вам убедительной, а отказ делать точно так, как вам кажется(!) обоснованным - идёте искать того профи, который сделает точь в точь, как "я хочу".
Но учтите - в конечном счёте ваша бескомпромиссность непременно вылезет тем или иным боком.
Профессионалам надо доверять!
Это были аргументы для заказчиков.
Суть сказанного для исполнителя намного проще:
Если пациент не настроен принять один из предложенных вами вариантов - не связывайтесь.
Пострадают все - и вы, и заказчик.
Для вас - очевидные убытки материального и репутационного свойства.
Для заказчика - неизбежная неудовлетворённость результатом рано или поздно.
Ибо, вопреки многим догмам теории бизнеса, результат работы должен в первую очередь нравиться вам, и тогда он наверняка понравится клиенту.
P.S.
Я давно на рынке web-разработки и Интернет-маркетинга.
Всегда старался избегать возможных конфликтных ситуаций, и в случаях, когда сталкивался с непоколебимой убеждённостью потенциального заказчика в своей исключительной правоте, деликатно сворачивал переговоры, ни в коем случае, не возлагая никакой вины за несостоявшийся проект на клиента.
Просто разное видение - непреодолимый тормоз в работе и непредсказуемый результат, а как следствие - испорченные отношения, обиды, претензии.
Дважды за свою карьеру нарушал неписанные правила и оба раза жалел об этом - и оба раза с друзьями.
Нет, никаких испорченных отношений - не дай бог!
С моей стороны заказчик оба раза в итоге получал именно то, что хочет - пусть и с задержками, затяжками, бесчисленными исправлениями и т.д....
Но какой ценой?!
Пожалуй, в третий раз на те же грабли наступать не стану.
Надо чётко оценивать перспективы, и лишь потом решать - браться за проект или нет.
Подсознательное и интуитивное срочно анализировать, структурировать, систематизировать и резюмировать - и выводить в ранг неотъемлемого правила построения отношений с клиентом.
Как-то так...
P.S.P.S.
Надеюсь, что этот пост не обидел никого из тех, кто вдруг узнал себя в "заказчике".
Написано исключительно с уважением ко всем тем, с кем сотрудничал или сотрудничаю до сих пор.
Во всех "косяках" - я всегда виню только и только себя (если иное не предусмотрено условием контракта).
Это помогает в работе над ошибками ;)