А мне сегодня вконтакте вот такое принесли: картинку-иллюстрацию и напоминание. Очень вовремя мне этот текст. Почту. Да. Почту нести. Продолжаю.
***
Ходить дрімота коло плота,
А сон коло вікон.
Питається сон дрімоти:
- А де будем ночувати?
- Де хатина тепленька,
Де дитина маленька.
Ти ляжеш у ніжках,
А я ляжу в головах.
Ти будеш дрімати,
А я буду присипляти.
Щоб спало - не плакало,
Щоб росло - не боліло
На головоньку, на все тіло.
- Неправильно ты поешь, дочка. Не так надо.
Голос был молодой, но властный, тяжелый. Ганна осторожно обернулась, не отпуская люльки. Красавица-баба стояла перед нею, важно покачивая головой в двурогом уборе, сама зрелая, в самом соку, и нарядная - не в такой бы замшелой избушке жить! Да не Ганне здесь места указывать, ой…
- Научи, мати, - поклонилась Ганна.
Баба подошла ближе - Ганна только удивиться успела, что глаза у нее заплаканные, а та в ответ нахмурилась, рукой махнула, не твое, мол, дело. Ну что ж, и это дело не мое, и то, согласилась Ганна. А ты научи, мати.
И Матерь запела.
Сначала прошла по самой серёдке, только хвостики, лихой излет звука - один подняла повыше, другой - завернула чуть вниз:
А-га-и-и-и-е! А-га-во-о-о-у!
И «га» это было родное Ганне, глубинное, горловое - как само имя ее начиналось, так же точно. А Матерь повторила запев - но еще выше вывела первый завиток и второй пониже протянула. И пошла так, раз за разом, от середины на «а-га» - то вверх на «и-и-и», то вниз на «во-о-о». Всё выше. Всё глубже. Всё тоньше. Всё гуще. Всё светлее - пронзительным, режущим глаза лучом в весенней листве. Всё мрачнее - черной плотью сирой осенней земли.
Остановилась. Укоризненно посмотрела на Ганну: учиться хотела? - учись! пой!
И начала опять с осторожной середины, уже требовательно глядя на Ганну. А та поняла: при таком вот, что делается, посторонним присутствовать заказано. И если ты здесь - то или причастна, или мертва. И Ганна подхватила:
А-га-и-и-и-е! А-га-во-о-о-у!
Уловив еще с первого раза шаг, она послушно шла за Матерью, раскачивая голос так сильно, как, ей прежде казалось, вообще невозможно. Положен ведь человеческому голосу какой ни есть предел? Так за него Матерь давно выпрыгнула - и Ганна за ней следом, не чуя себя, летела ввысь стремительной ласточкой, падала вниз тяжким вороном. Тело ее словно бы раскачивалось на гигантских качелях, и вокруг мир шел волнами… и люлька качалась перед ней уже сама собой, а из-под рогожки выбирался уже заметно подросший мосластый лосёнок. Вывалился, замахал нескладными ногами - да и встал на них, потоптался, поводил большой головой с пеньками прорастающих рогов. И шарахнулся в войлочную занавеску, и след его простыл. А из люльки уже лезло, ползло, тянулось, сигало, выпрыгивало и выпархивало всякое - белки и летучие мыши, косули и аисты, полосатые бурундуки и кабаньи дети, бобры, еноты, змеи и ящерицы, рогатые олени и мохнатые ночные мотыльки, сороконожки и совы, рысь и целый выводок утят, красная лисица, бурый медведь, серый волк…
Набирая в грудь воздуху, чтобы качнуть колыбель сильнее, Ганна заметила вдруг, что поет она одна, а Матерь сидит на лавке напротив, подперев подбородок кулаком. Ганна испуганно выдохнула - что ж, это она сама такое учинила?
- Добре, донечку, добре! - Матерь подошла к ней, прижала к себе. - Вот и укачала мне колыбель. Не испугалась, не усомнилась. Хорошо ты мне послужила, награжу по совести. Скажи, что ты чувствуешь сейчас?
Ганна отстранилась, посмотрела удивленно. Она не чувствовала вообще ничего. Она не чувствовала горя! Хейно больше нет, и этого не исправишь. Но мир обеднел только на Хейно, а сам весь остался - огромный, дивный, богатый мир. Еще есть, чем жить, есть, куда нести почту.
Аше Гарридо "Видимо-невидимо"