В крещенские морозы хочется вспомнить теплое лето и отпуск.
Отпуск на Мальте начался уже с ночной поездки по Москве. Было очень приятно доехать из дома в Домодедово чуть больше чем за час. После приземления, возникло ощущение продолжения долгого дня, а не начало нового. В аэропорту Мальты нас встретил владелец гостевого дома и за 30 минут отвез нас в свою гостиницу в г. Марсашлок.
Несмотря на ранний приезд, (заезд возможен с 15 часов), наш номер был готов. Мы с радостью побросали вещи в чистый и светлый номер. Радушный хозяин гостиницы накормил нас завтраком, хотя мы приготовились к длительному ожиданию до обеда в местных ресторанчиках.
В стоимость номера была включена аренда автомобиля.
Я с нетерпением ожидал знакомства с машиной и местными дорогами. К моему ужасу и удивлению руль на всех машинах Мальты расположен справа… В дополнение к этому, я обнаружил, что нам досталась машина с механической коробкой передач, и в городе Марсашлок, где мы остановились, нет ни одной горизонтальной улицы (кроме набережной, конечно).
Так что мне пришлось срочно вспомнить навыки переключения передач и трогания на подъеме с ручником. Самым непривычным оказалось переключать передачи ЛЕВОЙ рукой!!! Из-за этого я часто веселил моих драгоценных пассажиров когда скрёбся по правому подлокотнику, пытаясь переключить передачу.
В первый же день я, вооружившись туристической картой, поехал искать пляж. Оказалось, на острове не более 15 пляжей и только 4-5 песчаные. Все остальные пляжи каменные, т.е. чтоб войти в воду надо спускаться по огромному камню, местами отшлифованному волнами, местами заросшему водорослями. Один из песчаных пляжей я нашел быстро и недалеко от гостиницы. Недалеко, это по привычным меркам: окружным путем на машине мы туда доехали минут за 20.
Уже после обеда мы поехали купаться в г. Бирзебуджа (или что-то вроде того). Можете себе представить городского жителя, дорвавшегося до моря: мы всей семьёй плескались очень долго и с огромным удовольствием! Даже близость морского порта не смогла уменьшить удовольствие!
Вечером первого дня мы поехали купаться на каменный пляж в соседний город (к северу от Марсашлок). Такой тип пляжа наиболее типичный для Мальты, когда огромные известняковые плиты погружаются прямо в море. На суше эти плиты шершавые и теплые, а у воды мокрые и скользкие (можно упасть при входе в воду). Эти пляжи огорожены буйками чтоб туристы не расплывались по Средиземному морю J.
Так, неспешно, в купаниях, прошло несколько дней, потом жажда путешествий взяла своё, и, я начал активно ездить по острову (благо автомобиль всегда был в моем распоряжении). Сначала я поехал вдоль побережья. Этот путь оказался несколько однообразен. Дорога шла через каменистые поля, огороженные каменными изгородями высотой метра полтора.
Через изгородь свешивались огромные опунции (это такие громадные кактусы с разноцветными плодами). Выход к морю был только в нескольких местах и все выходы заканчивались скальным обрывом.
Потом я стал изучать близлежащие города. Практически во всех городах Мальты большая часть улиц- односторонние. Часто улицы, словно паутина со многими поворотами и пересечениями. Очень часто получалось, что , следуя навигатору, я оказывался на перекрестке с «кирпичами» на 2-х из 3-х выездах. Стоит добавить к этой картине постоянные спуски-подъемы и правый руль, чтоб понять всю бурю моих эмоций во время блужданий по такому лабиринту. Пару раз, разъезжаясь со встречной машиной на перекрестке я, по привычке, прижимался вправо и….. оказывался лоб в лоб на встречной полосе. Хорошо, что скорости очень маленькие. J Кстати, максимальная скорость, которую я встретил на острове - это 70 км/ч. В основном максимальна скорость 50 км/ч. Все едут неторопливо и степенно. Такая неспешность характерна для всего местного населения.
Первый раз, во время ланча мы ждали приготовления блюда около часа. Поначалу это очень раздражало, зато когда нам принесли заказанную глубоководную рыбу и, сам хозяин ресторана (он же хозяин нашего отеля) разделал для нас целую тушу Rock Fish, наша радость была бесконечной!
Про меню на острове следует рассказать отдельно. Чаще всего мы питались в ресторане на набережной. Почему-то именно в этом ресторане почти всегда было много посетителей, особенно во время ланча. Доходило до забавных моментов, когда в этом ресторанчике заняты все столики, а в соседних ресторанах сидят по 2-3 посетителя. Часто мы заказывали рыбу, или морепродукты. Перед заказом официанты приносят тарелку с пастой и крекерами, чтоб в ожидании заказа можно было «перекусить перед обедом» J
Здесь я впервые попробовал октопуса (осьминога) и кучу разных молюсков на гриле. Очень много разнообразной рыбы и каждый день есть «рыба дня». Со временем, мы наловчились заказывать рыбу на гриле, причем специально оговаривали официантке, чтоб рыбу сделали без специй и только с лимоном. Получалось очень вкусно и совершенно диетически. Несколько раз мы заказывали местный фастфуд - это печеная картошка порезанная ломтиками на четвертинки и огромный сендвич с куриным стейком или говяжьей котлетой. Порции на острове просто огромные. С учетом бесплатной закуски двое человек запросто могут насытиться одним блюдом на двоих. Пару раз мы наблюдали как экономные немцы обедали за соседним столиком. Их заказ состоял только из одного блюда, а паста, салат и вода подавались бесплатным бонусом. Во время одной из поездок, мы решили остановиться пообедать в замке в г. Мдина.
Очень древний замок, расположенный на вершине холма. Добираться туда пришлось по настоящему серпантину. Там, в замке ребенок отведал пиццу местного приготовления. Оказалось очень вкусно и быстро.
В один из дней я поехал в столицу Мальты г. Валетта.
Сразу после въезда в город через древнюю арку окунулся в атмосферу средневекового города: очень много узких улочек и старых зданий. По улицам ездят конные экипажи, катают туристов. Весь город- это большая крепость.
Снаружи огромные фортификационные сооружения, внутри квадратно-прямоугольные жилые кварталы. Город расположен на холме и все улочки идут вверх-вниз.
В центре города дома в 3-5 этажей. Двери расположены очень близко друг к другу, между соседними дверьми, как правило около метра. Каждая дверь имеет именную табличку и, иногда список жильцов с кнопочками звонков. На верху домов расположены балкончики, целый лес маленьких уютных висячих сооружений.
На один из таких балкончиков мы забрались при посещении музея игрушек.
Вид с балкончика открывается замечательный: представьте, круто сбегающая вниз улочка мощеная булыжником и крепость на берегу моря были отлично видны с этого маленького наблюдательного пункта.
Везде на дорогах нанесена разметка: показано где можно парковаться, а где нет. Когда я парковался у отеля, пару раз ко мне заходил служитель отеля и вежливо говорил: «сыр, ваша машина пересекла желтую линию. Передвиньте пожалуйста машину чуть назад.» Когда я приходил к машине, меня ждала улыбающаяся старушка из дома напротив. Эта леди добродушно объяснила мне, что я немного закрыл въезд для автобуса. Кстати сказать, я пересек желтую линию действительно немного (бампер уже пересек, а колесо нет). Большинство улочек очень узкие и этих 15-ти сантиметров не хватило для проезда. Я несколько раз наблюдал как огромные рейсовые автобусы маневрируют в городе с 10-ти сантиметровым зазором между зеркалом и припаркованным автомобилем.
Автобусное сообщение на острове очень развито. Правда есть одна особенность, все рейсы построены по радиальному признаку (Валета- город на побережье) и чтобы добраться до соседнего города на побережье, зачастую надо ехать через столицу. На машине этого неудобства нет.
Автомобили на Мальте меня удивили. Огромное количество пикапов всех марок и возрастов, много Land Rover Defender, от 50-ти летних до самых современных. Каждый LR выглядит уникально. Много откровенно древних машин и все исправно бегают по дорогам.
Описывать красоту и разнообразие местных автомобилей у меня не хватает слов, лучше просто посмотреть.