12 серия
Два притопа, три прихлопа,
или Зайцы дедушки Хасана
Христос изгнал торгующих из храма.
Торгующие поумнели и облачились в ризы
Хораций Сафрин
На нары, брат, на нары, брат, на нары!
Аркадий Северный
У читателя может сложится неправильное представление (исходя из всего того, что мы написали ранее), что наших «недомосквичей» (они же «замкадыши») совершенно не интересуют культура и духовность. Разумеется, это не так. Они их очень даже интересуют. Но исключительно только в тех случаях, когда эти самые культура и духовность могут принести лично им вполне ощутимые дивиденды, желательно - выраженные в дензнаках. Разворовывая всё и вся в Ивановской области, набивая свои карманы деньгами, отнятыми у простых (и непростых, разумеется, тоже) тандем Мень -Пахомов не обходит своим вниманием любое направление «доброго разумного, вечного», из которого можно выжать хоть копейку в свой сугубо частный, а поэтому единственно любимый и дорогой кошель. Все прочее же ими или бездумно губится, или, в лучшем случае, пускается на произвол судьбы. Есть, правда, еще пиар-культура и пиар-духовность. Ими не брезгуют, хотя прекрасно понимают, что это опосредованные «долгие» деньги. Поэтому в сочетании с последними товарищи из Сергиева Посада используют простой отвод денег как таковых, совокупляя приятное с полезным, не упуская своей корысти. Получается такой комбинированный метод: и рыбку съесть, и удовольствие получить…
Если же рассуждать масштабно, культура и культ - два любимых боевых конька Михаила Меня. Особого удивления это не вызывает по двум простым причинам: во-первых, он, как известно, православнее Преподобного Сергия, по происхождению - попович, во вторых, выпускник института культуры - специалист по организации массовых развлекательных мероприятий (в советские времена остряки окрестили эту профессию как «два притопа, три прихлопа»). Поэтому нет ничего удивительного, что с приходом Меня в 2005 году, местные деятели культуры приободрились и ожидали некую революцию. Культурную революцию. Но таковой не случилось. Ни революции, ни эволюции. Что для местных деятелей культуры очень обидно, потому как они вдоволь настрадались в печально известные «добролюбовские» времена, намитинговались (тогда это, можете себе представить, разрешалось!), наскрипелись зубами, нашептались в своих интеллигентских кухоньках, надержались до онемения большого пальца фигу в кармане… Поэтому свержение Добролюбовой с поста главного культурного начальника губернии была большинством всяческих воловенских и кублановских воспринята «на ура» и живо напоминало ликвидацию памятника Дзержинскому на Лубянской площади в августе 91-го... Кстати, «приведение к общему знаменателю» административных амбиций Веры Геннадьевны - на самом деле заслуга отнюдь не Меня, а его «заклятого друга» Михаила Бабича, давно уже намеревавшегося мощным боксерским политическим ударом в челюсть проломить политические зубки в пасти «золотого голоса России» (закавыченное выражение, естественно, принадлежит В.И.Тихонову). Но в 2005-м до этого мало кому было дело. Меня славословили, как умеет славословить только наша так называемая интеллигенция. То есть сладко до тошноты. Известный льстец профессор филологии Тяпков даже сочинил эпиграмму про наконец-то посетившую нас «вполне вМЕНЯемую власть» и, улыбаясь рахат-лукумной улыбкой старого евнуха, заглянувшего в опочивальню падишаха поздравить его с очередной дефлорацией, трепеща, преподнес на пергаменте оную «эпиграмму» будущему «властителю дум» и куратору избранных, имеющих право поучать и окультуривать.
Гоголями ходили и многие местные священнослужители. У иных батюшек светились лица, как в Светлое Христово Воскресение: еще бы - губернией будет рулить поповский сын, человек, воцерковленный, а посему, должно быть, многих приблизит, обласкает и наградит. Нашлись попы, которые уже в день инаугурации уже имели в кармашках подрясников украшенные виньеточками сметы восстановления своих храмов. Другие быстренько строчили доносы на своих грешных коллег. В общем, все ждали. Всех переполняла надежда.
Фиг! Приблизил Мень сущие единицы, а большинство же сеятелей «доброго разумного, вечного», инженеров человеческих душ и пастырей овец, редко-редко делающих из своих подопечных шашлык, оставил без всякого внимания и попечения.
Впрочем, культурой и православными делами Михаил Александрович все-таки занялся. Но как! Попробуем кратко обозреть его деятельность на этих поприщах.
Культура:
Кривое «Зеркало».
При Мене и, надо отдать должное, по его инициативе, в Иванове зародился кинофестиваль имени А.А.Тарковского «Зеркало». Правда, злые языки уверяют, что до появления в Русском Манчестере лужковского протеже ивановцы разными способами (в том числе и, устраивая ежегодные фестивали в Юрьевце, чтили память своего земляка, который собственно таковым и не является, поскольку родился в соседней Костромской области). Собственно, на первый взгляд, ничего плохого в этом нет. Ну, фестиваль. Ну, пусть будет. Тарковский все-таки действительно гениальный кинорежиссер. И дядька был харизматичный и без понтов - мы это знаем не понаслышке: беседовали с ним во время его последнего (и единственного!) приезда в Иваново в 1976 году. Весь вопрос в том, что у Меня с фестивалем вышло. Какой он получился? Получилось нечто неудобоваримое. С одной стороны, ивановцы, конечно, радуются, что раз в году могут запросто на улицах родного города встретить какую-нибудь «звезду» российского кинематографа. С другой стороны наше продвинутое народонаселение (по крайней мере, думающая его часть) не может не удивляться, не печалиться, не страдать даже (а интеллигентские души традиционно склонны к страданию), тому что происходит на фестивале. А происходит следующее, находящееся в полном антогонизме с идеями, чувствами, всей непростой жизнью Андрея Тарковского: красная попсовая дорожка (чем мы, в самом деле, хуже каких-то занюханных Канн?), Мень - во фраке, Пахомов, прости Господи, тоже во фраке (правда, сидит он на нем, как на Коровьеве), Аркаша Златкин (!!!) - во фраке. По дорожке шествуют актеры. Причем, среди достойных и уважаемых нет-нет да и встретится какая-то совершенно невообразимая рожа, старающаяся всем своим видом и эпатажем затмить, зашорить великого кинооператора Вадима Юсова - то «танцующий конферансье» полный чудак Федя Чеханков (кто-то еще помнит его как ведущего допотопной телепередачи, ориентированной преимущественно на даунов - «Артлото»), то вульгарнейшая увядающая дива, обремененная большим, почти как у Лолы Феррари, бюстом, но не изуродованная талантом, до сих пор сожалеющая, что не стала порнозвездой, или на худой конец (не сочтите за двусмысленность) элитной проституткой, член жюри конкурса «Мисс грудь» Елена Кондулайнен. И это только два примера. Девицы из балета «Тодес», нанятые за огромные деньги, бить в барабаны и вертеть чемто вроде разноцветных метелок для стряхивания пыли, шокируют бывших ткачих, задавленных жизнью внутри «кластера» и теснимых милиционерами за барьерами. Кто бы мне ответил на вопрос, какое отношение подобные артособи имеют к светлой памяти Андрея Тарковского? Может быть, Мень ответит? Или Пахомов?
Разумеется, для двух последних означенных нами господ (да они, впрочем, и есть главные «герои» нашего сериала) фестиваль «Зеркало» не только повод «потусоваться» (Меня «тусовщиком» называли еще в Москве) и, ностальгически вспомнив молочную ферму «Семхоза», полюбоваться на титьки Елены Кондулайнен. Фестиваль для них еще и финансовый проект, причем, не такой уж и хилоротичный. Бюджет его составляет в среднем миллионов 90. Рублей, конечно. Средства стекаются почти полностью из «внебюджетных фондов». То есть, попросту говоря, средства изымаются у спонсоров, которым, кстати, забывают еще и пригласительные билеты на открытие-закрытие фестиваля презентовать. Расписок, разумеется, никто не дает. Через официальный счет фестиваля проходит в лучшем случае миллионов 30. Остальные 60 «распиливают» все те же Мень и Пахомов. Получается по $1000000 на брата. Еще $1000000 остается на вымя Кондулайнен, нафталиновые шуточки Чеханкова и молочных поросят в Юрьевце, куда опившаяся до одурения тусовка переправляется на теплоходе. Хорошая прибавка к жалованью для господина губернатора и господина спикера, ничего не скажешь! Поэтому неудивительно, что фестиваль проводят ежегодно. Если бы из ивановских коммерсантов можно было выдоить больше, они были бы готовы устраивать «Зеркало» хоть каждый месяц.
Разумеется, кроме всей этой похабной разудальщины во время фестиваля показывают фильмы. Иногда талантливые. Иногда умные. Но ивановцы на эти сеансы ходят неохотно. Не потому что дебилы. Просто не приучены, не научены. Да и быт заел. Безденежье. Видя все это безобразие - фестиваль «Зеркало» - которое великий и, увы, покойный актер Олег Янковский назвал «говном», его коллега и партнерша по «Тому самому Мюнхгаузену» блистательная умница Инна Чурикова покинула пост Президента фестиваля. Вслед ей и известному российскому продюсеру Алексею Гарнизову полилась грязь и прозвучала клевета из уст подчиненной Меня, рабски выполняющей любые порученные непристойности Меня - руководителя департамента культуры и культурного наследия Татьяны Котловой. Пошло это и стыдно…
А Чурикова и Гарнизов, не в пику замкадышам, а просто потому, что так надо, в память о великом Тарковском, открыли свой собственный фестиваль. Да не где-нибудь: в Италии.
Это международный фестиваль искусств и кино «MAESTRO», названный так в память о Тарковском.
Учредитель фестиваля - Международная ассоциация межкультурного сотрудничества Италии и России Prima, а его президент - заслуженный деятель искусств России, лауреат международных премий в области культуры, режиссер, композитор и продюсер Алексей Гарнизов. «Наш фестиваль призван воспевать искусство и взаимосвязь великой культуры Италии и России на ярчайших примерах шедевров непревзойденных мастеров, - рассказывает г-н Гарнизов о своем детище. - Программы фестиваля, специально разработанные историками, искусствоведами и киноведами, основаны на феномене взаимопроникновения двух великих культур».
Как некая увертюра к фестивалю, состоялось открытие выставочного комплекса на вилле Бертелли, где были представлены работы и ушедших и современных гениев - Ильи Кабакова, Дмитрия Гутова, Леонида Сокова, Константина Звездочетова, Михаила Ромадина, Вячеслава Назарука, Гиви Сипрошвили, а также графика, фотоэкспозиции и уникальная выставка «Куклы мира» Государственного театра кукол имени Сергея Образцова.
На музыкальных вечерах «Сокровища музыкальной культуры России и Италии», «Viva Opera», «Мелодия души», «Созвездие виртуозов», которые прошли в рамках форума, звучали произведения великих композиторов двух стран. Программа для детей «Волшебная радуга» включала в себя не только показы анимационных фильмов и русских сказок, лучшие спектакли Государственного театра кукол им. С. Образцова, но и мастер-классы художников-аниматоров и конкурс на лучший детский рисунок. Мир великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя оживет в музыке, литературе, живописи и в кино на вечере «Гоголиана. К 200-летию писателя».
Вечер-посвящение Андрею Тарковскому, в творчестве которого период работы в Италии стал знаковым, состоялся с участием его друзей и коллег - актеров и режиссеров.
В числе партнеров фестиваля - Институт итальянской культуры, Университет г. Пизы, Госфильмофонд России, Ассоциация кинематографии и аудиовизуальных искусств Anica, киностудия «Мосфильм» и киностудия Cinecitta Holding. А по «красной дорожке» этого фестивали шли не «зазеркальные» Мень и Пахомов, да смешной Федя Чеханков с несостоявшейся путаной Кондулайнен, а настоящие актеры, игравшие в настоящем кино: Тонино Гуэрра, Роберт Де Ниро, Инна Чурикова, Андрей Кончаловский, Андреа Бочелли, Джина Лоллобриджида, Стефания Рокка, Ксения Раппопорт, Олег Штефанко, Эннио Морриконе, Никола Пьовани, Ольга Бородина и Глеб Панфилов. Поэтому и «MAESTRO» - фестиваль настоящий, а «Зеркало» - так себе: липа, да еще с безвкусием, а вернее с привкусом пошлости.
О фестивале «Зеркало» мы сказали много. Извините. Наболело.
Об остальных «культурных объектах» и «культурных субъектах» - ретроспективно...
Торжество китча и гламура. Плес.
Изумительный волжский городок, малая жемчужина «Золотого кольца». Здесь было легко и уютно. Весело. Думалось легко, пелось, пилось… Теперь этого не будет уже никогда. Сергиево-посадские маргиналы избрали Плес сначала своей резиденцией, а потом объявили главным туристическим центром области. Фактически же Плес ориентирован сейчас всего лишь на одного туриста. Но именно этот турист волен решать судьбу губернатора Меня - может его переназначить вновь, может отставить как «птенца гнезда Лужкова» (все мы «вышли из «Шинели Гоголя», как сказал Федор Михайлович Достоевский, а вот Михаил Мень вышел из под кепки Лужкова!), а может вообще отправить в места, «куда Макар телят не гонял». Поэтому в маленький городок, понравившийся Президенту и где он, в кои-то веки, даже выпил рюмку самогона, вбухиваются колоссальные деньги. И при этом он делается все гламурнее, гламурнее, гламурнее… Эдакая помесь пресловутого бюста Кондулайнен с бюстом Левитана, который, не покладая рук, лепит сейчас оставшийся у пустого корыта Зураб Церетели (его /памятник/, видимо, установят вместо полюбившегося и привычного бюста Левитана работы скульптора Николая Дыдыкина - уроженца Ивановской области, между прочим).
Загубленная сказка. Лух.
Уж коли мы заговорили о Плесе (тема больше туристическая - хотя и культурная конечно: в Плесе творил Левитан, а по набережной прогуливался скромный человек, с глазами, выдающими гения даже через пенсне, - Чехов), то грех не сказать несколько слов о древнем Лухе.
Оскверненный "недомосквичами" памятник Герою Советского Союза Боброву.
Так вот, Лух убили. Если Плес просто замылили, сделали эдаким обмылком «земляничного» мыла, то Лух (мы настаиваем!) убили. Уничтожили безвозвратно - чтобы построить там «инвестиционно-привлекательный» (эти «песьи» словечки в губернию приволокли Мень и его команда) туристический комплекс - псевдо-крепость, непонятно, правда, какого века. Крепость не построили, да и, скорее всего никогда не построят, зато начисто свели прекрасный тенистый парк, любимое место отдыха лушан, не проведя положенных разведок и исследований, тупо срыли валы - археологический памятник, охраняемый законодательством РФ.
Памятник археологии "лухские валы" фактически уничтожен
При этом они (понятно, москали, недомосквичи, космополиты) совершили неслыханный акт вандализма, частично уничтожив (а авторский замысел сведя «на нет») памятник Герою Советского Союза Николаю Боброву, павшему при форсировании Днепра. На эту тему, к счастью, появились публикации в центральных СМИ, и памятник Боброву не дали погубить окончательно. Однако мы очень рекомендуем вам кликнуть по слдующей ссылке, дабы лишний с прискорбием убедиться, какие опоссумы рулят в губернии:
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1327.
Присной памяти журнал «Наша Родина - Иваново-Вознесенск».
Попечитель Мень.
На самом деле замечательный проект, который мог консолидировать ивановскую интеллигенцию (на сей раз закавычивать необходимости нет) - ученых-историков, ученых-филологов, художников, архитекторов, писателей и т.д. и т.п. Однако не консолидировал, потому что безвременно помер. Губернатор Мень, насколько нам известно, сначала отнесся с восторгом к первым номерам журналов и даже стал (в виде исключения) председателем попечительского совета издания. Что подразумевало финансирование, которое (исключение еще более невероятное) и осуществлялось. Даже, кажется, с лихвой. Вся беда в том, что возглавлял журнал бывший редактор «Ивановской газеты» Миша Смирнов, человек, может быть, и не самый скверный, но слабохарактерный. Именно по своей слабохарактерности, надо думать, или корысти ради, он и отстранил от работы своего заместителя - известного в широких кругах С.Б.Мкртумяна (бывшего заместителя Главы города Иванова), который поцапался на заседании попечительского совета «с великим и ужасным» Сережей Пахомовым (тот хамил, как всегда - причем, в данном конкретном случае уважаемому человеку, вдобавок годящемуся ему в отцы) и прилюдно послал его… ну, очень далеко. От Миши потребовали (видимо, Мень или Пахомов, а, может, быть оба вместе) Мкртумяна убрать, иначе, как он сам рассказывал в узком кругу, «прекратят финансирование». Ну, и что в результате? Смирнов увольняет Мкртумяна, но обещанных денег на свой журнал так и не получает… А Сергей Бахшиевич - тот сидит без работы, потому как Мень и Пахомов уже разослали во все мыслимые и немыслимые конторы всех видов собственности директиву - опального Мкртумяна не брать ни при каком раскладе.
Миша остался в дураках. Причем, он дурак дважды, потому что, ко всем прочим своим неосторожностям и глупостям, как говорят, позвонил своему старому знакомому, чтобы с Мкртумяна «сняли опалу» и устроили на работу (совесть, должно быть, заела или ретивая взыграла). А знакомый у него (причем, чуть ли не юношества, кажется они вместе были помощниками Галины Старовойтовой) не кто иной, как всемогущий «серый кардинал» Кремля Владислав Сурков. Какие после этого механизмы включились - судить трудно, но явно не в пользу Мише Смирнову -на журнал денег больше не дали...
Памятники и блатняк
При Мене их появилось несколько. Один гаже другого. Особо отметим памятник Сергею Есенину, который к нашей губернии не имел ровно никакого отношения, памятник гармони (удивительно мерзостный по своим задумке и исполнению) и памятник (около Щудровской палатки) блатному певцу Аркаше Северному (настоящая фамилия этого барда Звездин) - последний у нас, если верить журналу того же Миши Смирнова, как раз и родился. Не верить у нас нет оснований.
Особенно поражает своим видом Аркаша. Он совершенно плоский и кажется вылепленным из пластилина. Впрочем, памятник достался задарма - скульптор просто подарил его родному городу исполнителя «Мурки в кожаной тужурки», так как покупать или брать задаром это «произведение искусства» отказались и Москва, и Питер. Зато на обустройство прилегающей территории и разный антураж ушло 30 миллионов. Большую часть этих денег, конечно, украли. Один наш знакомый строитель уверял, что такое «благоустройство» он провел бы за два с половиной миллиона. Причем. Это с учетом прибыли в 15 процентов. Впечатляет? Это, разумеется, не с памяти Тарковского кожу обдирать, но все равно весьма прибыльно. Мелочь, а приятненько.
Так что ставить памятники прибыльно и приятно. Поговаривают, что скоро в Иванове «реанимируют» памятник Пушкину, в свое время стоявший у областного правительства и … Валентине Николаевне Голубевой, знатной ткачихе и директрисе, просравшей БИМ. Подо все это потребуется благоустройство, а значит - можно будет хорошо поживиться...
Продолжение следует.
http://garnizov.livejournal.com