ПЕРВОЕ ЗАЧЁТНОЕ ИСПЫТАНИЕ КОМПЛЕКСА ПОРАЖЕНИЯ ОРБИТАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Jul 26, 2023 16:08

26 июля 📖 страницы новой книги http://testpilot.ru/a3/izd/ 📚
Всем бортам, идущим через Среднюю Азию во многие страны южнее бывшего СССР, приходится очень часто пролетать над ссыхающимися посреди среднеазиатских пустынь разнокалиберными лужами… жалкими остатками того, что когда-то называлось целым морем - Аральским. Здесь проходят наиболее оживлённые международные авиатрассы, ведущие с севера и к среднеазиатским аэропортам, и на вход в воздушное пространство Афганистана и Пакистана - через которое тянутся гражданские коридоры из центральной России в почти все юго-азиатские страны.
Пролетая в этом месте и солнечными днями, и тёмными ночами - сам всегда ностальгически смотрю на восток, за горизонт: там в районе траверза точки VOR “NKZ” (Новоказалинск) находится космодром Байконур, ещё восточнее которого, вплоть до озера Балхаш, растянулась почти тысячекилометровая безжизненная пустыня, именуемая по древне-казахски «Бетпак Дала»… Голодная Степь. Теперь нередко в полёте над этим участком длительную тяжесть наших рейсов скрашивает мой рассказ в экипаже каждому новому пилоту-напарнику про одну из своих самых значимых в жизни испытательных работ. А тогда-а…
Про ту тему «Контакт» нам не то, чтобы открыто рассказывать… но и намекать о ней иным слушателям, даже коллегам за рамками жёстко ограниченного круга допущенных - было строжайше запрещено более двух десятилетий. Аэродром Сарышаган на берегу уникального пресно-солёного озера Балхаш нельзя было открыто вслух даже называть именем собственным - раз в неделю туда спец.рейсом «Камбала» внуковского Ту-154 могли прилетать под строгим режимным контролем исключительно служебные пассажиры: в командировку, служивые тамошних воинских частей и местные жители с регистрацией в военном городке.
Впервые столь суровое таинственное табу оказалось приспущенным вслух аж только в 2011 году лично Первым лицом Государства, руководившим в те годы Советским Союзом - Михаилом Сергеевичем Горбачёвым. Я своими ушами с изумлением услышал и собственными глазами увидел, как он в полуночном теле-выпуске авторской программы «Познер» сам рассказал то, что доселе носило наивысший гриф секретности. Впрочем, как выяснилось позже - и тогда-то изначально не для всех!
Горбачёв в открытом телеэфире в 2011 году очно прямым текстом совершенно правдиво, без малейших искажений рассказал безграничной телеаудитории про самую первую американскую программу «Звёздных войн», провозглашенную в 1980-х годах прошлого тысячелетия президентом США Рональдом Рейганом, и предусматривавшую широкомасштабные выведения на околоземную орбиту ударных комплексов целеуказания и космического вооружения - так называемую программу СОИ «Стратегическая оборонная инициатива». На начальный этап программы СОИ американский конгресс тогда уже одобрил-было финансирование в размере более десяти миллиардов долларов.
Будучи де-факто Главой Советского государства (за шесть с половиной лет его правления СССР де-юре наименование таковой должности поменялось четырежды), М.С. Горбачёв продекларировал, что Советский Союз затратит мизерные единицы процентов от объёма американского финансирования, но при этом создаст полностью нейтрализующий программу СОИ «ассиметричный ответ» - техническую возможность уничтожения любого орбитального космического аппарата (КА)… А ведь это оказалось правдой - тогда ни он, ни мы вовсе не сфальшивили!
Позже в 2011 году, следом за телевыступлением М.С. Горбачёва, сама микояновская фирма открыто разместила в свободном интернет-доступе краткую аннотацию о тех работах и некоторые фото (каждый желающий может найти их нынче в любом i-net-поисковике по ключевому названию т.н. «МиГ-31Д») - ну-у… а мне наконец-то стало возможным об этом рассказывать самому!
Сугубо условно говоря, на базе МиГ-31 в ОКБ Микояна были созданы опытные самолёты-носители - т.н. «изд. 07». Но от серийного МиГ-31 они отличались всем: и двигателями с повышенными сверхзвуковыми характеристиками, и системой управления (уже отнюдь не примитивно-механической, а «СУУ»), и навигационным комплексом, и уж тем более совершенно иной кабиной… Но главное - своей аэродинамической конфигурацией, весьма специфичным внешним видом.
Их видимый облик (прежде всего - развитые наплывы на крыльевых консолях и огро-омные «лопухи» на их законцовках) сразу выдавал профессионалу у этой конструкции необходимость радикального повышения запасов путевой устойчивости на больших сверхзвуковых скоростях - и это-то аж при паре и без того здоровенных МиГ-31-х килей. Такие аэродинамические формы для острого взгляда профи - однозначно свидетельствовали, что сей опытный аэроплан долженствует устойчиво доволочь на внешней подвеске нечто небывало крупногабаритное до области предельно-достижимого суперсоника, ближе к трём скоростям звука… Потому даже наружный вид этих машин изначально строго скрывался настолько, что и по испытательному аэродрому их таскали на буксире лишь под маскировочными сетками, а внутри режимной территории тщательно укрывали в отдельно охраняемом ангаре.


Вся первоначальная программа практических лётных исследований устойчивости-управляемости этих машин, прочности, лётно-технических характеристик (ЛТХ) и пр… из соображений особой секретности проводилась на испытательной базе в Жуковском только по ночам и была предельно минимизирована (испытания самой высокой категории сложности выполнялись при никаких даже сумерках - лишь по темнейшему времени суток!) - после чего эти опытные самолёты скорейшим образом перегоняли на Балхаш. Там, на совершенно секретном и максимально защищённом по советским меркам аэродроме Сарышаган, автору сиих строк доводилось напряжённо работать долгими месяцами регулярно на протяжении трёх лет.
Иногда, бывало, выполняли по 2-3 испытательных полёта подряд, но чаще по много дней бесполётья сидели в ангарных лабораториях и на стендах - анализировали записи предыдущих испытаний, отрабатывали на земле разнообразные варианты методик, по много-много часов вели жаркие дискуссии и со своими «ка-бэ-шниками», и со смежниками: как рациональнее строить профиль разгона, использовать бортовой прицельно-навигационный комплекс, как совершенствовать алгоритмы и по ним корректировать программные прошивки, как рациональнее и точнее выходить на сверхзвуковую траекторию директрисы пуска и мн.,мн.др…
Работа была поистине захватывающей, все участвовали с неискоренимым энтузиазмом, а разные бытовые пустяки - навроде сумасшедших секретно-режимных ограничений, жары под сорок-пятьдесят градусов, промокавших насквозь от едкого пота наших «зелёных шкур» ВКК-6М (высотно-компенсирующих костюмов), периодических песчаных бурь, долгих отлучек от семей и т.д. - воспринимались лишь как мелкие досадные раздражители… на которые, право, не стоило обращать особого внимания.
А ещё при той работе нашим слётанным боевым экипажем магически вершилось и особое творческое чудо!
Мы вдвоём со штурманом-испытателем Леонидом Степановичем Поповым, посвятившим себя всего данной теме, были готовы неограниченно долго просиживать в условиях пустынного зноя и песчаной пыли «за семью заборами» в ожидании очередного испытания не только лишь из-за искренней увлечённости стратегической сверхзадачей (и уж тем более не из-за наград и испытательских зарплат). Наше поведение пристальному наблюдателю при сторонней слежке за нами-двоими (слава Богу: при тамошней охране это было б практически невозможно;) - могло бы показаться чем-то экстраординарным и/или даже подозрительным…
По окончании каждого рабочего дня, проехав с особо охраняемой служебной территории чрез бессчётные КПП в свои номера «генеральской» гостиницы закрытого военного городка, мы вовсе не услаждали собственный отдых известными т.с. «народными» методами - за все годы работы в Сарышагане с трудом припомнил бы может пару-тройку раз, чтобы в выходные выпили б немного алкоголя. На досуге обычно - регулярный виндсерфинг по пресно-солёным водам озера Балхаш, совсем немного пляжной расслабухи под нещадно палящим среднеазиатским солнцем и-и… полная тишь, вдохновенная многочасовая отрешённость в своих комнатах (в том числе и «по секрету» друг от друга), лишь с шуршанием бумажных листиков-тетрадок - и так изо дня в день! Подозрительно…




Открылось же всё разом много лет спустя… Совершенно не сговариваясь и не информируя друг друга, одновременно, день-в-день в одном и том же издательстве, одинаковым тиражом вышли результаты тех творческих уединений - наши самые первые книги: его «Страстная неделя» и мой «Аэроузел», получившие за последовавшие с тех пор более четверти века вполне достойное признание широкого круга читателей.
А тогда, в конце 80-х - начале 90-х г.г. прошлого века, мы всё же ещё и летали по той испытательной теме наивысшей категории значимости и секретности. Сложность тех полётов была во всём: прежде всего и в неизведанности, и в чисто физиологических проблемах переносимости по жаре в тяжком высотном снаряжении долгих предполётных процедур, и в управлении супер-передовым по тем временам навигационно-боевым борт.комплексом, и в поведении сорокатонного летательного аппарата с шеститонной ракетой на подфюзеляжной подвеске при предельных сверхзвуковых скоростях, а главное - в строжайшей необходимости гарантированного обеспечения на боевом режиме беспрецедентной точности движения по траектории.
Натужно пыхтя-ревя невыключаемыми после взлёта-разворота по жаре полными форсажами и, не прибирая их, «пропаровозив» разгонную прямую под три сотни километров, мы должны были с предельного Маха в расчётной точке выскочить горкой из стратосферы вверх на боевую директрису с допусками по точности, нормируемыми по боку лишь считанными десятками метров (!), задирая нос в точку пуска по космическому аппарату (КА) со скоростей под три звуковых до высот за 25 километров…
Летали непросто, месяцами, из года в год. Каждый шаг вперёд требовал неистовых усилий по анализу-исправлению ошибок, совершенствованию управления и алгоритмов - на каждом этапе приходилось с самого начала опять проходить весь исследовательский путь…
… а Горбачёв-то в итоге не соврал - мы «не облажались» и это сделали !
26 июля 1991 года экипаж ОКБ «МиГ» в составе лётчика-испытателя Александра Гарнаева и штурмана-испытателя Леонида Попова выполнил первую отечественную (к моменту написания - доселе единственную) успешную боевую работу по орбитальному объекту с самолёта-носителя: опытный «изд. 07-2» с подвеской штатной ракеты «79М6», с аэродрома Сарышаган над группой полигонов Бетпак Дала. Зачёт!
«Горячего» пуска в тот момент никто и не планировал (даже если б успели доработать ракетный двигатель) по очень веской причине - это дало бы повод для обоснованной реакции Стратегических сил США, а от прямой угрозы 3-й мировой войны СССР даже в тот момент старался-таки держаться подальше, чем нынче… Зачёт же был получен по результатам моделирования бортовых телеметрических данных ракеты с момента прохождения команды «Пуск» точно на директрисе стрельбы (без включения ракетного двигателя) - записав в тот момент параметры «на сходе», их затем любой желающий мог элементарно арифметически экстраполировать с исчерпывающей точностью в «упреждённую точку», сопоставляя с траекторией орбитальной цели… а там дальше уже всё просто - никакой аэродинамики, чистая баллистика.
Зачётным результатом явилось два финальных полёта - один с условным «пуском» и мат.моделированием траектории ракеты от точки отцепки и включения её боевых цепей, второй с отцепкой ракеты в расчётной точке пуска без включения маршевых двигателей (по баллистической траектории) с последующей обработкой сигналов бортовой телеметрии.
Что важно: до того для рутинных испытаний обычно выбирали любой попадавший в широкую зону поражения орбитальный КА - хоть наш, хоть «их» (лишь бы позволял обеспечить надлежащую точность «зачаточный» в те времена отечественный комплекс спутниковой навигации ГЛОНАСС). А вот для максимальной наглядности «специально для друзей» на финальных стадиях испытаний старались подгадывать в качестве цели пилотируемый «Спейс-Шаттл» с астронавтами на борту…
Мировая реакция последовала тут же! Для этого (как до меня дошло позднее) «компетентными органами» была произведена т.н. «управляемая утечка информации» - шифровку ранее строжайше кодировавшихся сигналов телеметрии просто открыли на передачу в реальном времени по обычным радиоканалам, легко поддающимся радиоперехвату… Тогда же я был просто поражён появлением буквально на следующей неделе в международных журналах «International Defense Review» и «Aviation Week & Space Technology» ма-алюсеньких статеек (с громким эффектом!) об наших успехах, к тому же с наглядной иллюстрацией - фото нашей 40-тонной «ласточки» с подвешенным к ней снизу шеститонным «поросёнком» и нами-двумя в кабине… и это-то на объекте, куда даже Генеральный конструктор не имел права пронести не то что фотоаппарат, но даже простой радиоприёмничек или плеерок?!
Американская программа «Стратегическая оборонная инициатива» была свёрнута!
Об одном лишь горько сожалею: та гипертрофированная режимность не позволяла нам и мысли допустить об фотике в служебной обстановке - а теперь в архиве нет никаких совместных фотографий того времени ни лётных экипажей, ни испытательной бригады: с ведущими инженерами Володей Иваненко и Сашей Титовым, ныне покойным техническим руководителем этой темы Аскольдом Михайловичем Герасименко - Светлая ему память… умнейший был человек, Величайшая Личность!
Какой же нынче, по прошествии десятилетий - вывод из той работы представляется автору наиболее важным? Странно, но это вовсе не наши технологические возможности, и даже не собственное тщеславие - тогда много позже единственным моим поощрением стало досрочное присвоение квалификации «Лётчик-испытатель 1 класса» всего на один год раньше штатного семилетнего срока после окончания Школы лётчиков-испытателей… Впрочем, приврал слегонца - ещё кое-что было-выгадал:
Глобально-стратегическая значимость данной темы означала её прямое курирование на самом высоком уровне Государственного руководства. Любой советский человек должен бы помнить «иконостасы тринадцати апостолов» - членов Политбюро ЦК КПСС, висевшие на парадном месте абсолютно в каждом помещении советских учебных заведений, гос.учреждений, производств, воинских частей и пр… Нашим прямым куратором был один из них - Лев Николаевич Зайков.
Перед началом финального цикла испытаний в 1990 году группа ведущих предприятий-исполнителей сделала специально для него презентацию всего этого комплекса «Контакт»: внутри особо охраняемой закрытой зоны самого секретного из цехов на режимной территории нашего микояновского ОКБ гордо красовалась вторая опытная машина «07-2» со штатной подвеской «79М6» от ракетного МКБ «Факел» - и всё это было обвешано плакатами, по которым бодро докладывалось от головного исполнителя НПКБ «Алмаз».
Сначала доложили по комплексу, носителю и ракете все соисполнители - и полным составом высочайшая когорта с челядью прошла экскурсией к нашим «натурным экспонатам». Около каждого изделия стояла группка представлявших его создателей-испытателей, мы стояли втроём у стремянки в кабину нашего сверхзвукового опытного ракетоносца «изд. 07-2»: технический руководитель Аскольд Герасименко (о-очень солидный человечище), штурман-испытатель Леонид Попов (чуть пониже ростом) и самый низкорослый (весьма тогда худощавый) ведущий лётчик-испытатель - автор сиих строк, который к тому моменту ещё не дозрел даже до своего 30-летнего возраста.
Наш куратор из Политбюро ЦК КПСС оказался ростом выше нас всех, а по объёму, наверное, превосходил наш лётный экипаж вместе взятый. Но главное его отличие было в голосе… ежели он что-то изрекал, казалось - ревут иерихонские трубы. Когда же докладчик ему тыкнул указкой «ниже ватерлинии» на ведущего лётчика-испытателя - Лев Николаевич, поначалу согнувшись, с трудом опустил подбородок вниз от линии горизонта, чтобы посмотреть куда-то в ноги, и некоторое время наводил фокус. Затем вдруг произошёл некий казус: переспросив, указывая на меня, - действительно ли это лётчик-испытатель?… он чуть не со слезами на глазах трогательно начал гладить меня по голове, словно внучека… вот это-то меня и довело!
К тому моменту уже более 10 лет, как я вместе с семьёй был классическим БОМЖом - ни постоянного жилья, ни прописки: буквально на следующий день после окончания средней школы в несовершеннолетнем 16-летнем возрасте летом 1977 года уехал из родного дома в военное лётное училище, поступил, принял Воинскую Присягу и с тех пор обитал лишь в казармах, общагах, временных служебных квартирах - ни о какой постоянной прописке и речи быть не могло… Но наконец-то в 1990 году в родном ОКБ «МиГ» номинально приняли решение о выделении мне квартиры в Москве - наверняка зная, что заселиться в неё я всё равно не смогу: главным препятствием в советские годы было отнюдь не выделение столичной жилплощади - а получение московской прописки… но для такого «лимитчика» вроде меня этот процесс оказался куда сложнее, чем получение режимного допуска наивысшей формы к сов.секретным испытаниям наибольшей категории сложности.
На комиссии в Мосгорисполкоме мне тогда задали четыре вопроса:
1) Где Вы прописаны?
2) Где Вы постоянно проживаете?
3) Где Вы до этого были прописаны?
4) Где Вы раньше (после совершеннолетия) постоянно проживали?
На все 4 (четыре) вопроса - был один-единственный ответ: НИГДЕ!
Рассказывать что-то про свою работу городским чиновникам не имел права… Письменный отказ в московской прописке мне вместе с моей двухдетной тогда семьёй - последовал незамедлительно. А из общежития оконченной мной за три года до того Школы лётчиков-испытателей нас уже выселяли.
Когда же меня, ведущего лётчика-испытателя по супер-стратегической теме глобальной политической значимости… вдруг начал слезливо гладить по головке один из Всемогущих Апостолов Сверхдержавы и по-отечески заботливо спросил: «Как поживаешь, сынок?» - то я ему по-армейски предельно кратко, искренне в сердцах ответил одним-единственным ёмко-односложным, но очень доходчивым выражением на букву «Х»-в@. В ответ на его изумлённое рычание - коротко и конкретно обрисовал ситуацию в Мосгорисполкоме… Затем он издал лишь малоразборчивый рёв, значительно перекрывавший по громкости весь вместе взятый шумовой фон в цеху и окрест от гула окружающих проводок, СВЧ-генераторов, систем охлаждения и вентиляции заводских производств!
В сильно расстроенных чувствах я вышел и поехал на электричке к себе на лётно-испытательную станцию (ЛИС) ОКБ «МиГ» в Жуковский (за всё советское время вплоть до распада СССР - ни Минавиапром, ни ОКБ «МиГ» меня так и не удостоили по-социалистически распределительного права на покупку личного автомобиля). На ЛИСе уже все телефонные провода были перенакалены…
Тогдашний наш микояновский Генеральный конструктор Ростислав Аполлосович Беляков всю жизнь был человеком исключительной культуры и рафинированной интеллигентности, подавляющее большинство окружавших вообще никогда не слышало и не смогло б представить - как он мог бы повысить голос и/или грубо выразиться. Мне же тогда «повезло» по закрытой ЗАС-спец.связи услышать его просто истошные крики, последовавшие после первых трёх вопрошающих слов:
- Как? Ты? Мог ???
Тогда, в 1990 году наш разговор с Генеральным закончился тем, что он проорал:
- Ты бы лучше ко мне в квартиру поселился!
- Ждите, приеду сегодня вечером к Вам на Тверскую вместе с женой и двумя детьми… - был мой ему ответ.
Шмякнул трубкой об спецаппарат ЗАС-связи так, что он треснул… не знаю как у него? Думаю - аналогично!
Вопрос по московской прописке меня с семьёй был решён «как из пушки» - уже через неделю нам вручили ордер на заселение в трёхкомнатную квартиру на Хорошевском шоссе.
На следующий же год мы добились по головной тематике «Контакт» на машине «07-2» зачётного результата!
(Напоследок должен заметить: после моего вышеописанного опыта коллеги-испытатели вдохновились на ооч-чень оригинальные методы протестов по требованиям жилья. Например, Марат Алыков «бастовал наоборот»: не работать отказывался, а уходить с работы - с неделю или больше жил в лётной комнате на ЛИСе, не покидая режимной территории…)
… А вот теперь, в возрасте шестьдесят+, почему-то «вдруг» начало удушающе мучить осознание «сахаровских прозрений»: - какое же совершенное оружие, какой дорогой ценой мы можем произвести?!… Но сколь невероятны исторические загогулины, вдруг могущие привести конченых отморозков к той степени власти - которая легко превратит в угрозу всей человеческой Цивилизации когда-то кем-то с Гордостью изобретённое, произведённое, испытанное!
P.S.: (из интервью «Литературной газете» академика Андрея Дмитриевича Сахарова, январь 1987 г.):
«22 ноября 1955 года было испытание термоядерного заряда, которое явилось неким поворотным пунктом во всей разработке термоядерного оружия в СССР. Это был очень сильный взрыв, и при нём произошли несчастные случаи. На расстоянии в несколько десятков километров от точки взрыва в траншее погиб молодой солдат - траншею завалило. А за пределами полигона погибла двухлетняя девочка. В этом населённом пункте, в деревне было сделано бомбоубежище. Всё население было собрано в этом бомбоубежище, но когда произошёл взрыв, вспышка осветила через открытую дверь это помещение, все выбежали на улицу, а та девочка осталась перекладывать кубики. И её завалило, она погибла. Были и другие несчастные случаи, уже не со смертельным исходом, но с тяжёлыми травмами, так что ощущение торжества по поводу большой технической победы было одновременно сопряжено с ужасом по поводу того, что погибли люди. Этот ужас, я думаю, испытывал не только я, но и многие другие.
Тем не менее, был небольшой банкет в коттедже, где жил руководитель испытаний маршал Неделин, главнокомандующий ракетными войсками СССР. И на этот банкет были приглашены руководители разработки этого термоядерного заряда. И вообще ведущие учёные, некоторые генералы, адмиралы, военные лётчики и т.д. В общем, такой банкет для избранных по поводу победы.
Неделин предложил первый тост произнести мне. Я сказал, что я предлагаю выпить за то, чтобы наши изделия так же удачно взрывались над полигонами и никогда не взрывались над городами. Видимо, я сказал что-то не совсем подходящее с точки зрения Неделина. Он усмехнулся и произнёс ответный тост в виде притчи. Притча была такая, не совсем приличная. Старуха лежит на печи, старик молится. Она его ждёт. Старик молится: “Господи, укрепи и направь!” А старуха подаёт реплику с печи: “Молись только об укреплении - направить я как-нибудь и сама сумею”. Вот такая притча, которая меня задела не своей формой, а своим содержанием. Содержание было несколько зловещим.
Я ничего не ответил, но был внутренне потрясён. В какой-то мере можно сказать: это был один из толчков, который сделал из меня диссидента…»
Previous post Next post
Up