ОДНА ИЗ ГЛАВ СЛЕДУЮЩЕЙ КНИГИ 📚

Mar 22, 2019 14:14

1-я официальная публикация: журнал “Законность” № 12 (782) - 1999©️ досл.цит. ревизии / цензурированию не подлежит [лишь незначительные сокращения, прим.ред.] http://old.redstar.ru/2005/09/21_09/4_03.html


(C): ”АФЕРА ПЫШНОГО
Председатель совета ветеранов ЛИИ им. М.М. Громова заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза А.А.ЩЕРБАКОВ,
Лётчик-испытатель ЛИИ им. М.М. Громова командир отряда лётчиков-испытателей № 1 Герой России А.Ю.ГАРНАЕВ.
В журнале «Крылья родины» № 12 за 1998 год помещена статья В. Филимонова «Тернистый путь к рекордам, или Рассказ о том, как Иван Пышный, Владимир Кондратенко и Урал Султанов установили 12 мировых рекордов». А на обложке - фото, на котором два человека в лётном обмундировании стоят на фоне самолёта. Тот, который на фото слева, - не лётчик-испытатель, не рекордсмен, а мошенник-мистификатор, продолжатель дел Ващука и Пургина, о которых «Красная звезда» рассказала 16 сентября 2005 года в материале «Придуманные герои». Рекордов он устанавливать не мог, так как летать не умел и не умеет. Его участие в полётах на двухместном самолёте сводилось к функции центровочного груза. Однако в статье Филимонова он фигурирует в качестве командира экипажа. Как такое могло произойти в Лётно-исследовательском институте, где принципы правдивости и объективности профессиональных оценок лётчиков-испытателей культивировались десятилетиями, а их нарушения многократно были оплачены кровью?
Биографию Пышного восстановить трудно, ибо трудно разграничить факты и фантастические версии. Развал Советского Союза и нынешняя взаимная изолированность официальных органов России и Украины не позволяют быстро, оперативно и достоверно проверять все детали. И потому установление истинного пути героя этого репортажа заняло немало времени.
Летом 1994 года в Лётно-исследовательском институте появился импозантный, напористый молодой человек, искренне тронувший многих должностных лиц своими рассказами, а также деловыми предложениями. Рассказами о героических полётах в ВВС, о службе в Афганистане, где он якобы был сбит и катапультировался, о невероятных превратностях своей непростой судьбы. Он подал заявление с предложением зачислить его в Школу лётчиков-испытателей [“ШЛИ” - прим.ред.] и дать ему возможность совершенствоваться в полётах дальше, причем в духе времени - на коммерческой основе. Чего греха таить, для задыхающихся от безденежья института и ШЛИ это предложение было как манна небесная! К тому же легитимность подобных сделок внешне несомненна не только в нашей разваливаемой авиастроительной отрасли, но и во вполне благополучных аналогичных учреждениях капиталистического Запада.
Первые сомнения родились с началом его учебных полётов. Человек летать не умел. И, очевидно, никогда и нигде этому не учился - в принципе! Более того, стало совершенно ясным и отсутствие у него вообще какого бы то ни было образования. Но многие должностные лица в тот момент, ничтоже сумняшеся, закрыли на это глаза. В ЛИИ исправно выполнял грузовые авиаперевозки «приведенный» им транспортный Ил-76, давая работу многим авиационным специалистам и зарабатывая деньги на бессмысленные полёты «лётчика» Вани Пышного. На одном только учебном самолёте Л-39 он выполнил около сотни вывозных и контрольных полётов, но самостоятельно так и не вылетел! И кончилась бы эта чехарда ничем, если бы не…
Именно в тот период, в 1995 году, сменилось руководство Лётно-исследовательского института. Пришли «к власти» люди, очень быстро сориентировавшиеся - в духе того времени - на циничное разворовывание государственных средств, ресурсов основных производственных фондов предприятия. Многие из них сейчас находятся под следствием по различным уголовным делам, но закончатся ли они чем-либо логичным, пока неизвестно. А тогда для них такие Вани были просто находкой. И история возымела бурное продолжение.
По окончании Школы лётчиков-испытателей Пышным… ему было выдано свидетельство лётчика-испытателя установленного образца, и он был распределен в отряд лётчиков-испытателей ЛИИ им. М.М. Громова. Первая же проверка командиром отряда [А.Ю.Гарнаевым - прим.ред.] обнаружила его полную профессиональную несостоятельность. Позже начали происходить и намного более странные явления:
Из докладной записки от 18 ноября 1996 года начальнику ГНЦ ЛИИ им. М.М. Громова Ф.Д. Золотареву от командира отряда лётчиков-испытателей маневренных самолётов А.Ю. Гарнаева (с приложениями ксерокопий на 5 стр.):
«…Во вверенном мне подразделении числится лётчик-испытатель Пышный И.А. Данный лётчик-испытатель вовлечен в деятельность, представляющуюся мне наносящей ущерб интересам возглавляемого вами Государственного научного центра и не подконтрольную мне как непосредственному начальнику. В этой связи докладываю вам, что:
1. В январе с.г. Пышный И.А. убыл в служебную командировку в Великобританию, доложив мне устно о соответствующей вашей санкции и планируемом сроке - 3 месяца. По прошествии данного срока непоявление его на регулярной службе побудило меня к выяснению деталей данного командирования. При этом выявилось, что:
- данная командировка вами официально не санкционировалась, командировочное удостоверение за № 04-4340 от 21.12.1995 г. было подписано сроком на один год вашим заместителем Ахрамеевым В.И. (приложение № 1);
- основанием для данного командирования была фиктивная ссылка на ваш приказ № 455 (приложение № 2), к которому ни Пышный И.А., ни Ахрамеев В.И. не имеют никакого отношения.
2. Вышеприведенные факты побудили меня к инициативной проверке данных Пышного И.А. по лётной документации, личному делу и выборочной их сверке с иными данными. При этом выяснилось, что официальные служебные данные Пышного И.А., содержащиеся в его документации, имеют противоречия. Например, данные по прохождению им службы и полученном образовании до поступления в ШЛИ, отраженные в лётной книжке (приложение № 3) и хранящейся в личном деле автобиографии (приложение № 4). Многие обязательные подтверждающие документы, к примеру дипломы об окончании учебных заведений и старые лётные книжки, отсутствуют в принципе. В связи с этим, в свою очередь, появились веские основания предполагать об имеющих место подложных сведениях…»
Подобных докладов потом было немало, касались они в том числе и грубых нарушений при организации так называемых «рекордных» полётов.
Из докладной записки командира отряда лётчиков-испытателей от 27 июня 1997 года начальнику Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова:
«26 июня с.г. на нашем предприятии была произведена попытка т.н. «установления мирового рекорда» на самолёте МиГ-25РУ № 4401.
Об этом плане я узнал из случайного разговора в коридоре ЛИЦ и был удивлён тем, что мне, как командиру истребительного отряда, ничего об этом неизвестно - подобные полёты не могут выполняться без тщательной предварительной технической и методической подготовки, обсуждения не ниже, чем на методсовете предприятия в соответствии со ст. 2.8.4., 2.8.5 РПИП-88.
… На ваш запрет до выяснения всех обстоятельств я тут же официально передал данную команду в диспетчерскую, руководителям полётов и лётчику-испытателю Султанову. Несмотря ни на что, данный полёт продолжал готовиться…
… Лишь на моё требование с воздуха по радио не разрешать РП выполнение данного полёта до выяснения всех обстоятельств со всеми компетентными лицами и лично начальником института был дан окончательный отбой.
Считаю всё происшедшее грубым нарушением требований документов, регламентирующих организацию и проведение испытательных полётов, попранием норм профессиональной этики. Прошу проведения служебного расследования…»
Но все эти факты, последующие многочисленные устные и письменные обращения «наверх» долгое время не были услышаны. А затем начали следовать и иные санкции: угрозы командиру отряда, попытки увольнения его начальником Лётно-испытательного центра И.П. Волком с занимаемой должности, оказание давления на многих других «сомневающихся».
Продолжаться этот рассказ мог бы еще долго…
Весной 1998 года наконец-таки компетентные органы прервали «славный полёт» и «блистательную» карьеру лжелётчика. Гражданин Пышный, он же Байков, он же Лиепиньш и пр., был арестован. Ему было предъявлено обвинение по пяти (!) статьям УК РФ [в т.ч. использование для проникновения на режимный объект документов ранее убитого офицера и мн.др… прим.ред.] и в качестве меры пресечения он был взят под стражу.
Сейчас мучительное следствие длиной более девяти месяцев окончено, материалы переданы в суд. Впрочем, при помощи разнообразных приёмов (как адвокатских, так и пропагандистских, - и пример тому - вышеописанные статьи в прессе) дело на глазах разваливается. Из пяти официально предъявлявшихся обвинений осталось только два. Чем всё закончится, пока не ясно.
Но спасибо нашему уважаемому правоохранению хотя бы за то, что в процессе следствия была достоверно и точно установлена биография нашего «героя». А вкратце она такова:
Самое светлое пятно в ней - срочная служба в Советской Армии в начале восьмидесятых рядовым солдатиком в одной из подсобных воинских частей. Всё остальное - непрерывный криминальный бред. Поступления и отчисления с первых же курсов самых разных учебных заведений - от артистической «бурсы» до учебно-авиационного центра. Многолетняя карьера профессионального «альфонса»: от имён и фамилий обманутых и затем обворованных им возлюбленных гражданок рябит в глазах… Затем «увезенные» из некоего совхоза якобы по телеграмме некоего лётного отряда неизвестно куда фуры с яблоками… И т.д., и т.п.
В 1986 году - арест по многочисленным обвинениям, суд, приговор, лишение свободы… В 1991 году - развал Советского Союза, а с ним - и всех связей правоохранительных и иных официальных органов бывшего СССР.
Далее - читайте выше…
Из представленной для приобщения к материалам судебного дела официальной служебной характеристики от 17 февраля 1999 года на Пышного Ивана Анатольевича, бывшего лётчика-испытателя Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова:
«В период 1996-1998 гг. И.А. Пышный во время нерегулярных появлений по основному месту работы выполнял отдельные виды полётов на самолётах с двойным управлением в экипаже с опытными лётчиками. Данная лётная деятельность носила несистемный и зачастую противоречивый характер.
На службе и в быту И.А. Пышный лжив, ненадежен, абсолютно безнравственен. Постоянно лжёт с целью искажения информации, не останавливаясь при этом перед спекуляциями на самых святых людских чувствах и понятиях. Обладает хорошими психологическими способностями и чётко ведёт просчёты во взаимоотношениях с людьми, однако направленность его действий исключительно корыстная и мошенническая. Не скрывал своей приверженности к получению любых требуемых решений путём подкупа должностных лиц…»
В аферу Пышного вольно или невольно, оказались втянуты много людей. Должностные лица прекрасно понимали, что находящийся в самолёте Пышный является не более, чем ГВМ (габаритно-весовой манекен). Однако они стали соучастниками мошенничеств, подтверждая командирские полномочия Пышного.
Бывший инженер по лётным испытаниям Филимонов, несмотря на свой ниже среднего профессиональный авторитет, да и многие другие понимали, что повторять рекорды, установленные на самолёте МиГ-25 Федотовым и Орловым 20 и 30 лет назад, бессмысленно. В 1997 году к ним даже не приблизились. Несмотря на некоторые манипуляции с весовым классом конкретного самолёта МиГ-25РУ, установленные рекорды не имеют ни технического, ни спортивного интереса, указанные в статье рекорды не выходят за нормативы ординарных полётов строевых лётчиков по курсу учебно-боевой подготовки на самолётах МиГ-25…
И что же, понёс ли кто-то из должностных лиц наказание? Увы…
Сейчас законы и нравы нашего общества стали значительно мягче, особенно для жуликов. Соучастники пышновских афер сами, может быть, оказались жертвами мистификации… Но всё же объяснения дать они должны, хотя бы потому что за всю историю ЛИИ эти факты беспрецедентны!
Иван Пышный-Байков-Лиепиньш хотел пожить жизнью уважаемого человека, представителя престижной героической профессии. И он этого, хотя и ненадолго, добился. Но при этом низвел до положения мошенников лётчиков-испытателей, инженеров и некоторых руководителей ЛИИ.
Это последнее обстоятельство возмущает и оскорбляет ветеранов Лётно-исследовательского института. Оно же подрывает и все титанические усилия того ныне активно действующего лётно-испытательного состава, который искренне озабочен сохранением ещё пока недорушенных остатков российского авиастроения.” (конец досл.цит… с прим.ред. и незначительными сокращениями)
Previous post Next post
Up