Уже некоторое время раздумываю на тему детских песен. Внимание, не песен из мульфильмов, а просто простых детских песен. И понимаю, что тема эта, как минимум, непростая.
Начнем с тривиального вопроса: а нужны ли детям отдельные специальные песни? Для этого нужно отойти еще на полкилометра назад и попробовать понять, для чего песни вообще нужны.
Вот есть простой человек - неважно, какого пола. Не музыкант. Не меломан. Прост. Ему песни для чего? Варианты следующие:
а) слушать фоном - вообще: за рулем, во время обрезания ногтей на ногах, в очереди в парикмахерской. Что-то там ритмично и гармонично шумит, не дает голове остаться наедине с собственными мыслями, которых, может, вообще нет (и тогда тем более);
б) слушать не фоном - в конкретных песнях конкретные слова могут отражать актуальную для человека ситуацию: несчастную любовь, ситуацию с местами, не столь отдаленными, осеннюю депрессию без повода, что-то дорогое сердцу и пронзительное и т. д. и т. п.;
в) петь - вместе с исполнителем, в караоке или же а капелла в случае застолий ака нетрезвый хор.
В случае с детьми первый и третий варианты, окромя нетрезвого хора, остаются на своих местах, и туда может пойти любые взрослые песни - лучше без мата, конечно (вы не поверите, но я действительно так считаю). Со вторым пунктом сложнее.
Во-первых, здесь надо детей резко отделить от подростков. Потому что пятилетняя Снежана может, конечно, всем рассказывать, что в садике у нее есть жених Алик, и что они вот-вот поженятся, но мы-то понимаем, что это совсем не то же, что будет говорить - и особенно думать -
одиннадцатиклассница Анжела о второкурснике Игоре.
Мне видится, что дикий успех "Ласкового Мая" был обусловлен, в первую очередь, не элвисовой красотой Юры Шатунова, а тем, что он пел песни про и для тинейджеров наконец-то. На полном серьезе, без купюр и как бы по-чесноку. Никто до них этого не делал, никто. Да и после вы можете кого-нибудь назвать? Мне никто в не приходит на ум.
Таким образом, восьмилетние дети могут и про любовь слушать, но что они там из текстов вынесут - дело темное.
Одна из моих племянниц на полном серьезе распевала в пятилетнем возрасте: "Милый мой, твоя улыбка манит-ранит обжигает, и туманит, и дурманит, МУЖ МЕНЯ БРОСАЕТ". Мистическим образом, именно это с ней в будущем и произошло, но песня тут виновата вряд ли. Тем не менее, когда такие козявки исполняют такие тексты, нам всем смешно и умильно, но подспудно мы понимаем, что все это отдает-таки слегка конкурсами красоты для детей, где девочек рядят взрослыми тетками с блядским макияжем, причем никого, кроме мамаш этих девочек, это не умиляет и не радует. Поэтому оставлять детвору совсем без песен их уровня развития и актуальности как бы нельзя. Но о чем должны быть эти песни? Непременно о заблудившихся в лесу зайках? Об игрушках? Про маму с папой? Насколько мама с папой интересны детям в песнях? Меня вот эта тема подбешивает. Есть цикл детских песен на итальянском, среди которых есть одна, которая выбешивает меня отдельно: девочка задорно писклявит: "Mamma fammi tante coccole". Прям блюю с нее.
К тому же, изменилась идеологическая ситуация. В моде индивидуализм и вынужденная интровертность. Если бы сейчас кто-нибудь сочинил "Вместе весело шагать по просторам", насколько эта песня стала бы а) детской; б) известной? Боюсь, что шансов у нее было бы немного.
В общем, тема сложная.
Для меня-то самой еще в детстве лучше всех этих шаинсовских творений бессмертных были несколько песен из "Петрова и Васечкина" - не те, что иллюстрировали события фильма, а которые в промежутках исполняла детская группа. Например, довольно сюрреалистическая вещица про красную мышь и зеленую лошадь. Я ее до сих пор с удовольствием пою иногда для себя. Там и гармошки интересные, и аранжировка красивая - оцените по ссылке, кто не помнит. Это что-то сродни сказками. Может быть, в ту сторону надо копать? Те же ребята спели там же не менее прекрасную и ничуть не сказочную песню "Про скрипку и того, кто играет на ней". И тоже понимаешь, что вот это прекрасно и правильно. И, не ржите, газмановская "Люси" тоже почему-то прекрасно ложится в ту же торбу, и вовсе не потому, что Родион Газманов был смешным не попадающим в фонограмму няшей.
Все сложно, короче.
Click to view