Зоя Космодемьянская

Dec 22, 2013 22:25

Попала по ссылке в газету "Правда". Захотелось ответить. Потому что тема очень непростая.

Вопросы от профессора Джонатана Платта, слависта из Питтсбургского университета, работающего над книгой о Зое Космодемьянской и фильмом о ней.

1. Зоя до сих пор является важной фигурой в России или нет?
Нет, больше не является - если говорить в целом, что называется, о средней температуре по больнице. Однако, рассматривая ситуацию более внимательно, обнаруживается полный спектр отношений к Зое: от причисления ее к рангу святых (у людей наиболее старшего поколения, особенно доживших до наших дней членов КПСС с сороковых годов) до полного незнания, кто это такая (т.н. школота).

2. Изменилась ли память о ней после развала СССР?
У тех, кто о ней знает, думаю, не изменилась. Есть те, кто продолжает считать ее героем, и те, кто продолжает считать ее поступок глупостью.

3. Вы считаете образы героического самопожертвования и сегодня необходимыми в воспитании молодёжи?
Я считаю, что молодежь должна об этом знать обязательно. Подача этих знаний должна быть максимально нейтральной. Я однозначно против того, чтобы воспитывать в детях пиетет к, по сути, самоубийству - во имя чего бы оно ни было совершено. Однако, точно так же мне не нравится трусость и лекции на тему спасания собственной шкуры, что бы там с кем чего ни случалось.

4. Чем вызвано отношение некоторых СМИ к Зое как к идеологическому мифу и можно ли это преодолеть?
А нужно ли это преодолевать? Нужна альтернатива любому мнению, но аргументированная альтернатива. Даже если эта конкретная Зоя была придумана (или додумана), не отменяет подвига советских женщин. Не одна такая Зоя была замучена и убита. Памятников женщинам, находившимся в тылу и на оккупированных территориях, никто не ставил. Пусть им будет Зоя как собирательный образ, даже если, повторю, именно про нее все придумали. Я, впрочем, не думаю, что Зою сильно приукрасили или вовсе выдумали. Идеология не оставила бы такой длинной и "несоветской" фамилии. Была бы не Зоя Космодемьянская, а какая-нибудь Искра Ульянова, на самых крайний случай.

5. Сейчас бывает, что государственные структуры в России относятся к местам памяти о Зое с пренебрежением. Например, несмотря на все усилия администрации 201-й школы г. Москвы, где Зоя с братом учились, историческое здание стоит заброшенным больше десяти лет. Как вы думаете, почему это происходит? Что надо делать?
Государственные структуры в России следует подвесить за яйца даже вне контекста Зои и школы 201.

6. Что значила Зоя для вас, когда вы были ребёнком? Какие воспоминания у вас о том, как рассказывали о Зоином подвиге в советской школе? Ваше отношение к Зое изменилось с возрастом?
Зоя для меня была одним из наиболее жутких тем Великой Отечественной наряду с Блокадой Ленинграда и генералом Карбышевым. Рассказывали ли нам о Зое в школе, не помню, у нас упор был на генерала Доватора плюс в двух шагах от дома имелся музей Вооруженных Сил СССР с обширной и, местами, леденящей кровь экспозицией, посвященной Великой Отечественной войне. Да и сама я читала очень много, поэтому как минимум "Повесть о Зое и Шуре" мимо меня не прошла (до сих пор эта книга есть в Мск у родителей). Отношение к Зое у меня не изменилось. Как оно может измениться - не представляю. Вот о Павлике Морозове другой разговор, к примеру, а Зоя - одна из современных великомучениц. В каком бы идеологическом контексте это ни происходило.

7. Как вы считаете, на каких исторических персонажей Зоя похожа?
Жанна д'Арк, мне кажется.

8. Когда Зоя говорила: «Это счастье - умереть за свой народ!» - какой народ она имела в виду - русский или советский? И важна ли здесь разница?
Советский, конечно. В то время у молодых людей Зоиного типа этот вопрос вызвал бы недоумение. Были наши, советские, и ненаши, фашистские прихвостни, все. А вот насчет разницы... Тогда разница была неважна. Сегодня ситуация изменилась настолько, что национальный вопрос уже из щекотливого перешел в больной.

past

Previous post Next post
Up