Я давно уже неравнодушен к жанру альтернативной истории (в обиходе - "альтернативка") вообще и альтернативной истории с гостями из нашего времени (в обиходе - "попаданцами"), в частности. Картинка того, как песчинка, попавшая между шестеренками, переводит локомотив истории на другой путь, всегда любопытна, хотя у большинства авторов за этой песчикой стоят батальоны роялей в окрестных кустах.
Альтернативок много, альтернативки разные, зачастую - очень разные ("Железные люди в стальных кораблях" Багрянцева с лихо вывернутыми наизнанку мировой историей и географией и "Камбрийский цикл" Коваленко/Кузнецова с кропотливой реконструкцией политики, экономики и культуры седьмого века схожи не более, чем конь и трепетная лань). Но одна тема в российской альтернативной истории безусловно доминирует, перекрывая количеством все остальные. Эта тема - альтернативки, в которых точка бифуркации находится не позднее середины XIX века и основной вектор изменений затрагивает историю Россию (что, в общем-то логично. Сюжет нам явно ближе чем артуровская Британия или Испания эпохи барокко. И если альтернативки по чужим эпохам являют собой, скорее игру ума, забавный антураж для приключений героев, то альтернативки по недавнему прошлому своей эпохи - это еще и выразитель мечтаний и страхов, сублимация неудовлетворенных желаний автора и читателей).
И вот в альтернативках, посвященных этой теме, за последние полтора десятилетия происходят серьезные сдвиги.
В альтернативках 1990-х ("Вихри Валгаллы" Звягинцева, "Русские сказки" Злотникова) попаданцы из современности переигрывали Гражданскую (NB - не предотвращали революцию, а именно переигрывали Гражданскую. Судя по всему, в массовом сознание существовал запрос на победу над большевиками). Не менее популярен в альтернативках той поры был сюжет о мире сохранившейся Российской Империи (то же "Из Америки с любовью" Серебрякова и Уланова).
В 2000-х текстов становится больше (феномен сетевого самиздата растет и ширится) и акценты в них расставляются уже совсем по иному. Наступает эпоха красного реванша в альтернативках. Самым распространенным сюжетом альтернативок становится попадание наших современников в годы Второй мировой войны (Буркатовский, Артюхин, Конторович, Артем Рыбаков, Анатолий Логинов, Ходов, и т.д. со всеми остановками), причем почти обязательным пунктом маршрута попаданцев становится встреча с мудрым и проницательным товарищем Сталиным (как правило, вместе с товарищем Берия). Появляются и более изощренные версии красного реванша - переигрывание Гражданской войны в направлении улучшения результатов красных («Стальной лев революции» Евграшина) и даже пара альтернативок о сохранившемся Советском Союзе («Красный реванш» Максимушкина, «Попаданец в пенсне» Белоусова), ассиметричный ответ альтернативкам о сохранившейся Российской Империи.
К концу 2000-х гг. намечается третья волна альтернативок. Чаще всего авторы отправляют своих героев в конец XIX и начало XX века («Тринадцатый император» Сомова, «Господин из завтра» Махрова, «Спекулянт» Самохина, «Генерал-адмирал» Злотникова, «Кавказский принц» Величко, «Варяг» Дойникова), не просто механически предотвращая революцию, но устраняя предпосылки ее появлении. Характерной чертой для этих альтернативок является та или иная форма «красно-белого синтеза». Герои Сомова, Махрова и Злотникова, сохраняя монархические институты и безжалостно давя революционную заразу, при этом демонстрируют явный дрейф влево в социальной и экономической сфере (повышение доступности образования и медицины вплоть до бесплатности, усиление госсектора и т.д.). В безбашенной буффонаде Величко под протекторатом Российской Империи возникают Социалистическая республика Израиль и Гавайская социалистическая республика, принеся России симпатии мирового левого движения. Даже заклепкометрист Дойников, страницами описывающий калибры орудий и композицию брони, не избежал общей тенденции, осчастливив читателя богатым неологизмом «товарищ великий князь».
Да и в других альтернативках новой волны не обошлись без красно-белого синтеза. В «Киммерийской крепости» Давыдова Советский союз, почти без потерь одержав победу во Второй мировой войне благодаря помощи тайного общества белых эмигрантов, завершившего атомный проект к началу сороковых, преобразуется в монархию и возводит на престол чудом уцелевшую Великую княжну Анастасию. Главный герой «Господина военлета» (попаданец из нашего времени) успевает повоевать в Гражданской на обеих сторонах, а войдя в советское руководство не только проводит реформы армии, позволившие резко сократить потери во Второй мировой войне, но и реформирует экономику (разрешая мелкое предпринимательство), прекращает гонения на Церковь, а уйдя со своего поста, принимает схиму в удаленном монастыре…
Похоже, классическая тройка тезис-антитезис-синтез близка к завершению. Скоро настоящий, некалендарный XX для России завершится. Мы переболели красно-белой горячкой. В настоящем, некалендарном XXI веке нас ждут совсем другие вызовы, проблемы и болячки…
P.S. Специально для зануд. Я знаю, что все приведенное выше - схема, причем схема предельно примитивная. Что книги белого реванша появляются вплоть до настоящего времени, а поток книг красного реванша в последние годы всего лишь слегка ослаб. Не сомневаюсь, что рецидивы красно-белой горячки встретятся нам в будущем неоднократно. Я говорю только о тенденции, не более того.