Команды АПЛ приступают к предсезонной подготовке: проводят первые тренировки, пакуют чемоданы в дорогу на товарищеские турниры за границей, возвращаются в форму после каникул. Примерно четырём десяткам футболистов набирать кондиции будет несколько сложнее - сегодня первый день священного месяца Рамадан. Как мусульмане АПЛ лавируют между законами религии, где на протяжении 30 дней около 18 часов в сутки нельзя ни есть, ни пить, и законами профессионального футбола, где нечасто идут на уступки, сегодня в нашем блоге.
На момент основания премьер-лиги известно было лишь об одном мусульманине, играющем в высшем дивизионе, - полузащитнике «Тоттенхэма» Наиме. Спустя двадцать лет стало понятно, что ситуация изменилась. Сейчас можно смело заявить: мусульмане понемногу меняют английский футбол. Тренеры признают, что важно понимать основы разных религий, клубы не должны делать различий между игроками, но нужно уважать традиции и верования каждого.
Сэм Эллардайс: «Некоторым игрокам нужно много времени перед игрой для молитвы. Они не выйдут на поле, пока не проведут свои обычные ритуалы. Они верят в то, что Бог играет важную роль в их жизни, в том числе и в футбольной».
Мусульманам выделяют комнаты для молитв, под них подстроено питание в столовых, они могут принимать душ отдельно от команды, им даётся время на общение с Богом перед матчем. Клубы заинтересованы в том, чтобы игроки чувствовали себя максимально комфортно, особенно, когда это игроки калибра Аль-Хабси, Демба Ба или Яя Туре.
Несмотря на встречные движения, мусульманам в футболе по-прежнему приходится справляться с разными трудностями, но Рамадан - особое испытание.
Некоторые футболисты настаивают на ежедневном соблюдении поста, но разве голодание по 18 часов в сутки может позволить игроку играть на высшем уровне?
Первые матчи Демба Ба в «Ньюкасле» пришлись ровнёхонько на Рамадан. Новичок «сорок» совсем не радовал голами и хорошей формой ни болельщиков, ни тренера, из чего Пардью сделал вполне логичный вывод: «Полагаю, что он медленно вливается в сезон по большому счёту из-за Рамадана. Он лишь несколько раз выходил на замену, когда начал демонстрировать более или менее острую игру».
У Ба другая точка зрения по этому поводу: «Всем тренерам, выражавшим недовольство по поводу поста, я отвечал, что буду все равно продолжать это делать, и если я буду играть хорошо, то буду выходить на поле, если игра ухудшится - сажайте меня на лавку. После моего перехода в «Ньюкасл» говорили, что из-за Рамадана я не забиваю, я считаю, что это происходило из-за того, что мне понадобилось время на адаптацию. Иногда во время поста я чувствую усталость, иногда всё отлично, но я всегда соблюдал его и буду продолжать это делать. Тогда же сразу же после Рамадана я начал забивать».
Фанаты «Ньюкасла», как и все английские болельщики быстры на выдумку новых чантов, так и родилось на мотив Депешмодовского “Just can’t get enough” - “
Demba scored one/two/three… since Ramadan and he just can’t get enough”.
Постепенно цифра в чанте росла и росла.
Абу Диаби также со всей серьёзностью подходит к этому вопросу: «Конечно, «Арсенал» предпочёл бы, чтобы я не соблюдал строгий пост, но они понимают, насколько это особенный момент для меня, и пытаются сделать всё для моего комфорта».
Некоторые игроки не соблюдают пост только в дни матчей. Бывший нападающий «Стоука» Мамаду Сидибесчитает, что плохой игре не должно быть оправданий.
Николя Анелька рассказывает: «Раньше я постился по всей строгости, но потом стал замечать, что после Рамадана чаще травмируюсь, поэтому теперь я его соблюдаю не так строго».
Аналогично рассуждает и Маруан Шамах: «Пост для меня привычное явление. Но я не пощусь накануне и непосредственно в дни матчей. Каждый пропущенный день я восполняю позже».
Вопрос совмещения поста и футбольных тренировок является далеко не единственным проблемным местом в развивающихся отношениях английского футбола и ислама. Строгие каноны ислама в отношении финансов начинают проявляться и в футболе. Свежа история Паписса Сиссе, отказывающегося надевать новую форму «сорок» с логотипом компании Wonga, дающей краткосрочные кредиты под огромные проценты (по законам шариата у мусульман действует общий запрет на ссудные проценты и спекуляции). Похожая история случалась ранее с Фредериком Кануте, который в «Севилье» отказывался выходить на поле в майке с логотипом сайта азартных игр 888.com. Тогда Кануте было разрешено несколько матчей играть в футболке без логотипа спонсора, а после того, как 888.com проспонсировали одну исламскую организацию, футболист пошёл на уступки.
Ещё совсем недавно на уступки пошли организаторы премьер-лиги. Все помнят традицию дарить игроку матча бутылку шампанского. До поры до времени поведение футболистов-мусульман не вызывало споров и сомнений: кто-то мог взять бутылку, но позже выбросить её, кто-то молча отказывался. В конце сезона 2011-2012 Яя Туре заставил организаторов задуматься над этим вопросом, весьма корректно высказавшись: «Я мусульманин, и я не пью». Развернулись дебаты на тему политкорректности в футболе, в итоге чего было принято решение вручать МОМ небольшой специальный приз вместо алкогольного напитка.
После победы «Ливерпуля» в финале Кубка Лиги игроки проявили внимание по отношению к клубному доктору Зафару Икбалу - его одежду вынесли из раздевалки, чтобы не залить ее случайно шампанским во время традиционных празднований.
Бывший нападающий «Уигана», «ВБА», «Ипсвича» Натан Эллингтон принял ислам 8 лет назад. Сегодня он глава Ассоциации футболистов-мусульман. «Нашей целью является обучение футбольного руководства основам ислама, чтобы в будущем предотвратить разного рода несправедливые высказывания на эту тему».
Говоря о несправедливых высказываниях, Эллингтон в первую очередь имеет ввиду нашумевший комментарий Жозе Моуринью после ничьи «Интера» и «Бари» в начале сезона 2009-2010 (1-1): «У Мунтари проблемы из-за Рамадана, плюс ко всему возможно дело в жаре. Рамадан пришёлся на не самое удачное для игроков время». После этих слов Моуринью подвергли повальной обструкции, по слухам, исламские экстремисты даже угрожали ему расправой.
Одним из самых известных «просветителей» одноклубников в этой религии является Али Аль-Хабси. «Когда я начинаю молиться, к этому все вокруг относятся с уважением. Потом мне задают море вопросов, но я счастлив отвечать на них - так я знакомлю окружающих с моей религией».
Али Аль-Хабси тренируется 4 раза в неделю, но есть вещи важнее - как праведный мусульманин Аль-Хабси молится 5 раз на день.
Последний финал Кубка Англии стал праздником для очень многих мусульман по всему миру. Отчасти благодаря вратарю «Уигана» количество поклонников «лэтикс» растет именно в южно-азиатском направлении. «Уэмбли» еще никогда не приветствовал такое число оманцев. И пусть оглашение стартового состава повергло их в отчаяние и недоумение, вид их любимого игрока с кубком через два часа помог им забыть о первоначальном разочаровании.
«Иногда наступают очень сложные времена - ты получаешь травму или не выходишь в старте, но если внутри тебя остается вера - ты становишься сильнее. В футболе часто приходится бороться с трудностями, но когда ты мусульманин, ты знаешь, что все происходит по какой-то причине», - говорит по этому поводу сам Аль Хабси.
Сейчас всё чаще можно наблюдать картину, как во дворах Ньюкасла, мальчишки, гоняющие мяч, падают на колени после забитого гола. Пусть и таким образом, ислам постепенно становится частью английской культуры. И хотя исламофобобия остается проблемой в Англии, но эта проблема скорее английского общества, нежели английского футбола. Наверное, любой футболист и тренер клуба премьер-лиги является своего рода экспертом в исламе. Число футболистов-мусульман в чемпионате увеличивается, и, кто знает, возможно, не за горами дебют мусульманина за сборную Трёх Львов. Футбол быстрее политиков стирает границы между расами и религиями.
sports.ru