А.С. Хомяков величайший русский мыслитель, идеи которого до конца еще не поняты и не оценины по достоинству. Он первый, кто пытался органично соединить истор. Традицию и современное новаторство ("старое и новое") как главное условие успешного национального развития. Он первый истинно русский националист, пытавшийся исправить вредные последствия петербургского периода, но в правящем слое услышан не был. Поэтому вредные последствия петровского радикализма в 1917 году подготовили большевистскую Катастрофу (- т.е. обернулись почти полным разрывом с истор. Традицией Русского государства).
Виктор Аксючиц Первооснователь А. С. Хомяков
Алексей Степанович Хомяков - талантливый богослов и философ - оказал большое влияние на своих друзей-славянофилов и на многих думающих людей в России. Алексей Степанович был натурой сильной и цельной. Смолоду он был против радикализма и военных переворотов (осуждая декабри-стов): «Войско… это - собрание людей, которых народ воору-жил на свой счёт: оно служит народу. Где же будет правда, если эти люди, в противоположность своему назначению, начнут распоряжаться народом по своему произволу». Князя А. И. Одоевского он уверял, что тот не либерал, а лишь предпо-читает единодержавию тиранию вооружённого меньшинства. Хомяков был гением универсальным, наиболее универсальным и разносторонним из славянофилов, развивая славянофильские идеи в богословии, философии, истории, филологии, публици-стике и поэзии.
Так восторженное писал о нём Михаил Погодин: «Хомя-ков! Что это была за натура, даровитая, любезная, своеоб-разная! Какой ум всеобъемлющий, какая живость, обилие в мыслях, которых у него в голове заключался, кажется, источ-ник неиссякаемый, бивший ключом при всяком случае направо и налево! Сколько сведений самых разнородных, соединённых с необыкновенным даром слова, текшего из уст его живым потоком! Чего он не знал?.. Не было науки, в которой Хомяков не имел бы обширнейших познаний, которой не видел бы пре-делов, о которой не мог бы вести продолжительного разговора со специалистом или задать ему важных вопросов. Кажется, ему оставалось только объяснить некоторые недоразумения, пополнить несколько пробелов... И в то же время Хомяков пи-сал проекты об освобождении крестьян за много лет до со-стоявшихся рескриптов, предлагал планы земских банков или по поводу газетных известий, на ту пору полученных, распре-делял границы американских республик, указывал дорогу судам, искавшим Франклина, анализировал до малейшей подробности сражения Наполеоновы, читал наизусть по целым страницам из Шекспира, Гёте или Байрона, излагает учение Эдды и буддийскую космогонию... И в то же время Хомяков изобре-тает какую-то машину с сугубым давлением, которую посыла-ет на английскую всемирную
выставку и берёт привилегию; сочиняет какое-то ружьё, ко-торое хватает дальше всех, предлагает новые способы вино-курения и сахароварения, лечит гомеопатией все болезни на несколько верст в окружности, скачет по полям с борзыми со-баками зимней порошею за зайцами и описывает все достоин-ства и недостатки собак и лошадей как самый опытный охот-ник, получает первый приз в обществе стреляния в цель, а ввечеру является к вам с сочиненными им тогда же анекдо-тами о каком-то диком прелате, пойманном в костромских лесах, о ревности какого-то пермского исправника в распространении христианской веры, за которое он был представлен к Св. Владимиру, но не мог получить его потому, что оказался мусульманином». Но по-русски же - ленив, по признанию собственному и близких. Писал только по вдохнове-нию, приятели запирали его на ключ, чтобы принудить писать «Записки по всемирной истории».
Вместе с тем, Хомяков - «первый свободный русский бо-гослов» (Н. А. Бердяев). Юрий Самарин предложил назвать Хо-мякова учителем Церкви. Анна Тютчева писала о том, как «одна брошюра в несколько страниц - небольшой религиозный поле-мический трактат о нашей Церкви, очень краткий, но яркий и вдохновенный, - произвела целый переворот в моём нрав-ственном сознании. Это краткое изложение догматов нашей Церкви принадлежало перу москвича Ал. С. Хомякова… Эти бро-шюры, запрещённые в России и напечатанные за границей, первое издание которых было уничтожено иезуитами, были написаны на французском языке, затем переведены на англий-ский и немецкий и, наконец, уже на русский. Этим немногим вдохновенным страницам, ещё теперь слишком малоизвест-ным, предстоит огромное будущее; они явятся тем невиди-мым звеном, благодаря которому западная религиозная мысль, измученная отрицанием
и сомнением, сольётся с великой идеей Церкви - Церкви ис-тинной православной, Церкви идеальной, основанной Христом, а не Церкви, понимаемой как организация государственная или общественная».
В статье «О старом и новом» (1839 год) Хомяков сформу-лировал основные положения славянофильства. А. С. Хомяков развивал идеи русского мессианства - богоизбранности рус-ского народа: «История призывает Россию стать впереди все-мирного просвещения, она даёт ей на это право за всесторон-ность и полноту её начал». Русский народ в своей вере и в об-разе жизни является носителем подлинно христианских истин. Русское Православие - религия творящего духа, гармонично сочетающая разум с верой как высшей формой познания, - противостоит власти естественной необходимости и господству логически-рассудочных начал Запада. Предназначение России, независимой от «упаднической перекультурности», - освобо-дить человечество от одностороннего и ложного развития, навязанного истории Западом. А. С. Хомяков говорил о пустодушии европейского просвещения: «Отжили не формы, но начало духовное, не условия общества, но вера, в которой жили общество и люди… Внутреннее омертвление людей вы-сказывается судорожным движением общественных организ-мов… О, грустно, грустно мне - ложится тьма густая на дальнем Западе, стране святых чудес». В поисках националь-ной самобытности русский народ обретёт универсальные исти-ны, которые могут послужить другим народам и мировой циви-лизации: «Многие из моих соотечественников желали бы ви-деть в нас начала аристократические и гордость германскую… Но чуждая стихия не срастается с духовным складом славян-ским. Мы будем, как всегда и были, демократами между прочих семей Европы… Зародыш будущей жизни мировой - не герма-нец, аристократ и завоеватель, а славянин, труженик и разночинец» (А. С. Хомяков).
А. С. Хомяков утверждал, что философствование исходит из религиозного опыта и должно стать философией действия. Творчески осмысляя опыт европейской философии, Хомяков на основе патристики закладывает основы новой русской филосо-фии, учения о свободе, о соборности, о Церкви. Хомяков разви-вает оригинальные принципы теории познания, которые можно характеризовать как православную гносеологию: любовь как принцип познания открывает религиозную истину, соборное общение в любви является критерием истины: «Знание истины даётся лишь взаимной любовью». В основе сознания - вера: знание и вера тождественны, волящий разум созерцает сущее до акта рационального сознания. Воля-свобода соединена с разумом в целостности духа. Хомяков развивал концепцию соборности, органично единящей свободу и любовь. Понятие соборности - центральное в христианской философии А. С. Хомякова. Соборность - это «свобода в единстве», сво-бодное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на совместные поиски пути спасения. Идеалом соборности является Собор Ипостасей Святой Троицы, наибо-лее соборная реальность - Православная церковь, ведущая Россию к соборной цельности духа. Русское Православие предоставляло большие возможности для религиозно-философского творчества: «Мысль Хомякова свидетельствует о том, что в православии возможна большая свобода мысли (говорю о внутренней, а не о внешней свободе). Это объясня-ется отчасти тем, что православная Церковь не имеет обя-зательной системы и более решительно, чем католичество, отделяет догматы от богословия… В русской религиозно-философской и богословской мысли совсем не было идеи нату-ральной теологии, которая играла большую роль в западной мысли. Русское сознание не делает разделения на теологию откровенную и теологию натуральную, для этого русское мышление слишком целостно и в основе знания видит опыт веры» (Н. А. Бердяев).
Хомяков заложил основы русского учения о свободе, Церкви и соборности: «Христианство есть не иное что, как свобода во Христе… Единство Церкви есть не иное что, как согласие личных свобод… Свобода и единство - таковы две силы, которым достойно вручена тайна свободы человеческой во Христе». Н. А. Бердяев тонко ощутил истоки хомяковского преставления о свободе: «Хомяков верил, что начало органиче-ской свободы заложено прежде всего в восточном православии, а затем и в духе русского народа, в русском деревенском быте, русском складе души и отношении к жизни. Запад не знает ис-тинной свободы, там все механизировано и рационализировано. Тайну свободы ведает лишь сердце Рос-сии, неискажённо хранящей истину Христовой Церкви, и она лишь может поведать эту тайну современному миру, подчи-нившемуся внешней необходимости» (Н. А. Бердяев).
Истина, считал А. С. Хомяков, открывается только собор-ному, церковному сознанию. Он говорил о «Законе любви», - в любви источник религиозного и философского познания: «Общение любви не только полезно, но вполне необходимо для постижения истины, и постижение истины на ней зиждется и без нее невозможно. Недоступная для отдельного мышления истина доступна только совокупности мышлений, связанных любовью. Эта черта резко отделяет учение православное от всех остальных: от латинства, стоящего на внешнем авто-ритете, и от протестантства, отрешающего личность до свободы в пустынях рассудочной отвлечённости».
Хомяков задолго до появления диалектического материа-лизма предсказывал превращение идеалистического рациона-лизма в материалистический рационализм: «Самое отвлечён-ное из человеческих отвлечённостей - гегельянство - прямо хватилось за вещество и перешло в чистейший и грубейший материализм. Вещество будет субстратом, а затем система Гегеля сохранится, т. е. сохранится терминология, большая часть определений, мысленных переходов, логических приёмов и т. д.».
В «Записках о всемирной истории» Хомяков набрасывает контуры русской историософии: история народа есть проявле-ние в общественной жизни изначально присущей ему первич-ной идеи; каждый народ в своём развитии выражает ту или иную сторону Абсолюта; каждый народ обладает своей особой субстанцией, «началом».
«Хомяков потому и может быть признан основателем русской философии, что он проник в интимнейшие интересы русской мысли, философствовал о том, что мучило русский дух» (Н. А. Бердяев).