Истоки современного богоборческого гуманизма (человекопоклонства) у И. Канта. Не даром один персонаж у М. Булгакова проницательно замечает: взять бы этого Канта да сослать годика на три в Соловки...
https://t.me/zapiskitrad/2737 Когда Флоренский и Лосев говорили о метафизическом сатанизме Канта, они делали акцент именно на обожествлении им падшего разума твари, объявлении его автономным. Отсюда "человек как цель". Честно говоря, даже в юности, ещё только обучаясь философии, меня поражало кощунство этой формулировки. Целью всей твари, её энтелехией является Абсолют, Недвижимый Двигатель. "Доколе сердце наше не успокоится в Тебе", - как говорил Августин. Ничто из тварного не может быть целью, даже вся тварь в совокупности. Тем более - ничто единичное, то есть раздробленное, многое. Ибо целью может быть только Единое, из которого все вещи отпадают и в которого возвращаются. Всё тварное - лишь средство для этого возвращения, эпистрофе.
Но ведь не только "человек как цель", но и вообще все формулировки Канта кощунственны и несовместимы ни с какой традиционной религией. И "sapere aude" (лозунг сатаны, то есть твари, восставшей против Единого, ибо Разум един), и "вещь в себе" (тотальное отрицание символизма), и "вечный мир" (прямое утверждение современного глобализма, то есть преддверия царства Антихриста, по слову Господа: "Когда скажут мир и безопасность, тогда придёт пагуба", или, как говорил Карл Шмитт, Антихрист - это когда единое глобальное государство объявляет, что врагов больше нет), и " никакой церковный догмат не может быть вечным и подлежит пересмотру разумом" (цитирую Канта по памяти, близко к тексту). И даже "солнечная туманность" Канта была вкладом в картину мира Модерна.
Одна из таких сатанинских формулировок - "автономная мораль" (полностью противоречащая любой настоящей религии, не разделяющей законы Бога, космоса и человека) и особенно "нравственный императив", после которого любые садомазохисты, любые нацисты, любые маньяки, любые де сады, менгеле и чикатилы начинают делать то, что по их мнению, должно быть всеобщим законом.
Кант открыл двери ада настежь. Он сделал в философии такую же буржуазно-либеральную революцию против Традиции, какую французские просветители сделали в политике, а английские капиталисты в промышленности и вообще экономики. Автономный разум буржуазного индивида, политические права буржуазного индивида, экономическая собственность буржуазного индивида - вот что они утверждали с таким остервенением на переломе 18/19 столетий. На этих трёх столпах формировался консенсус глобалистского коллективного Запада. Отвергая "идеи 1789 года", традиционалисты - и западные, и азиатские, и, конечно, русские - неизменно заодно отвергали и Канта.
Было ли это послезнанием, запоздалым раскаянием уже после смерти Канта? Отнюдь нет. Традиционалисты всех стран отвергли его философию ещё при его жизни, в 1790-е годы. А начал это ещё раньше личный друг юности Канта, ставший его смертельным идейным врагом - величайший ум XVIII столетия, Иоганн Георг Гаман, также родившийся и проведший молодые годы в Кëнигсберге. Мыслитель настолько глубокий, что современники вплоть до Гëте преклонялись перед ним, но признавались, что не понимают до конца. Гаман мыслил проблемами ХХ века и смог быть понят лишь тогда. Вот чьë имя по праву достоин носить БФУ и другие объекты Калининградской области.