Дневник обозревателя

Mar 18, 2021 19:47

Старые и немного переработанные размышлизмы об изначальных "корнях" и архетипах восточного славянства.

Пишет garden_vlad
2014-01-25

Вода и огонь - исконные архетипы иранства

Немного об этимологии слова русский, русы, русь и т.д.

Чаще всего национальные изыскания этого до конца не выясненного этнонима в последнее время связываются со значением русый, рыжий, ражий (красный), тёмно-коричневый. Или же светлый, великий - если следовать за этимологией сарматского племени роксоланов, что значит: великие или светлые аланы, с которыми восточные славяне имели довольно тесные взаимоотношения в первые века н.э.. Кстати говоря, издревле наши славянские князья как правило всегда имели добавку впереди "светлые князья", что по ирано-восточному употреблению означало - великие, значительные, грозные, авторитетные. Примерно такого рода южного происхождения термина русский, русь придерживался академик О.Н.Трубачёв, считавший происхождение термина сугубо из южно-иранских регионов.
Однако имеется и совершенно иное этимологическое истолкование этого термина, которое принадлежит А.С.Хомякову. Отчасти, оно имеет и значение мифо-идеологического:

"... славяне, по свидетельству византийцев, особенно поклонялись водам, и что одно только чисто мифологическое лицо, сохранённое в песнях славянских христиан, есть чудо морское (бог моря), и мы должны признать, что вероятнейшая этимология слова венд или вудин есть вода (иначе вуда или венда).
Рассматривая славян как великую отрасль единобожников и духопоклонников, иранцев, мы легко можем уже понять, что вода и огонь были собственно приняты первыми просвещёнными предками иранского племени за великие символы великого духа, и что при разделении семей особенное направление мысли избрало у западно-иранцев огонь, а у славян воду за преимущественное изображение божества." (стр.416, А.С.Хомяков, соб.соч.,т.1, М.1994г.)

Огонь и вода древнейшие символические атрибуты Бога-Творца. Интересно отметить, что и в русском христианстве эти символы продолжают сохранять великое сакральное значение. Например, дух Божий часто образно именуется огнём. (Святой Серафим Саровский: "Бог есть огнь".)
Не меньшим почитанием в русском православии пользуется сакрально-символическая стихия воды. Праздник Крещения Господня не даром был всегда так популярен на Руси. И на православных службах практически всегда присутствует огонь - в горящих свечах, и постоянно в молебнах за здравие производится освящение воды - святая вода как исцеляющая и обновляющая сила.
Однако как истолковать близость термина русский, к водной стихии. Вообще говоря, легко напрашиваются слова русло (реки), роса, речка Рось, русалки (водяные девы), русалии (поминальные дни о умерших родичах).
Правда, также напрашивается и другой ряд слов: русый, рыжий, русь - как светлое открытое место. Древнерусское - русъ (коричневый). Латинское - russus (красновато-рыжий). С течением времени значение слова сильно трансформировалось: говоря «русый», подразумевают не «красный», а «светло-коричневый» (применительно к цвету волос). В любой интерпретации термин русь здесь связан с красным или коричневым светом или огнём.

Весьма интересную "водяную" интерпретацию этой этимологии дал В.М. Богданов (Новгородский университет) "Еще раз о русах и "сырости"". - http://www.novsu.ru/press/novuniver/i.2526/?article=rus&number=2005_12_04

Выдержки из статьи:

"Одним из основных значений и слова арии, и пракорня РУС было "водные", "водь", "речные, "озерные". Биологи утверждают, что предки всех живых организмов "вышли из воды". А язык всех арийских племен подтверждает, что предки вышли из болот, укрытых мест в речных лиманах, дельтах рек, постепенно осваивая долины рек и озер весьма "водной" местности. Поэтому наши предки и называли себя "водными". Реликтами такой идейности и до наших дней являются имена многих арийских племен (древнее упоминание о воде содержится в таких этнонимах, как русы, словины, варяги, прусы, франки, варины, фризы), ибо одним из изначальных значений пракорней слов РУС, ВАР было "водное". То же в именах финских племен: эрзя, удмурты, ижора, водь, вотяки".

"Слово РУСА во всем ареале арийских племен значило: отводье, часть воды, часть большой воды (роса - это тоже капли воды, часть воды; русло - это место воды). И если бы Чуканов занимался более основательно словами типа Руса, Русско, Орса, Орша, он знал бы, что в Новгородской области есть и сегодня три Русы и одно Русско. А в соседних областях и в Белоруссии много таких имен речек и поселений, как Орша, Арша. Ранее поселения с именами Руса, Русско существовали на всех реках, впадавших в Ильмень, на подходе к Ильменю, то есть там, где уже начиналась "большая вода", "отводье". Сегодня такие поселения есть на Полисти (Старая Руса), Мсте (Русско), Волхове (Руса). Но дело еще и в том, что летописные источники упоминают и еще несколько РУС. Одна из таких Рус была где-то в низовьях Шелони (где тоже уже начиналось "отводье"). Другая Руса была именем поселения, сегодня носящего имя Марево. В древности это поселение носило имя Морева Руса; сегодня она называется Маревкой."
И далее по ссылке. Статья очень интересная.

Архетип Воды как главный многозначный символ славянства и руссизма.

Во всяком случае, связывание славян-русских со стихией воды представляется очень удачным и интересным в плане национального самопознания архаических начал славянства. Стихия воды - это стихия неопределённо бездонная, строго не определяемая, но обладающая громадной творческой силой, также стихия исключительно архаическая (дух Божий носился над первобытными водами) и трудно формируемая в ясные формы. Многозначность символа воды почти безгранична. Эротико-женское начало воды сочетается с грозным значением поглощающей бездны и возвращения в пра-архаические глубины бытия. Вода - это также некая безграничная память обо всём - в неё всё уходит и всё исходит. Как тут не вспомнить греческого философа Фалеса с его первой философском мыслью о воде как мировом Первоначале.
Первым о женском архетипе славянства заговорил А.С. Хомяков в своём замечательном культур-философском труде «Семирамида». Он делил всё арийское (индоевропейское) племя на две характерных группы, различающиеся по своему духовно-психическому складу (узко генетическую сторону он не рассматривал и игнорировал) согласно их архетипическим символам Воды и Огня - ваны и асы в скандинавской мифологии. Ваны, венды, венеты, славяне - это люди Воды с её многоплановой женской символикой и с преимущественно матриархальным типом семейного уклада (или с сильными пережитками матриархата).
А.С. Хомяков делает такой вывод:

«По сличении всех этих преданий и важности, которую приписывали славяне божеству женскому, как представителю высшего бога (впрочем, не как вышнему Богу), едва ли бы было слишком дерзко заключить, что племя славянское, по его мифам, олицетворялось у других племён в виде женщины. Не должно терять из виду, что какое-то предание о женах воинственных хранится издревле у славян, но не как об иноземках, а как о своих родных. Такова сказка о Дунае-витязе, … таково место в сказах об Илье Муромце, где упоминается о разъездных девицах; таковы сказки о Царь-Девице, но особенно таково предание чешское, живое и народное, о власти девиц и потом о бунте девиц.» (Сочинения, М1994г., т.1, стр.469)

Следует отметить и такой факт, что богиня любви в скандин. мифологии Фрейя также именовалась Vanadís - дочь Ванов, а Афродита было дочерью воды (рождённая из крови Кроноса и пены морской) и покровительствовала троянцам, т.е. вендам-венетам, которые по мнению некоторых историков являются легендарными предками славян (впрочем, также и римлян).
Архетип славянской стихии воды имеет сложный и двойственный характер. Это не только мощный потенциал творческой энергии жизни, неисчерпаемый источник тайных знаний о самых первоосновах бытия, но также, - в другом измерении, - это загадочный мир мёртвых, бездонная пучина, в которую безвозвратно поглощается всё временно живущее. Стихия воды это и пучина забвения и беспамятства, в которой растворяется всякая былая форма жизни. Этот двойственный характер архетипа воды наглядно иллюстрируется в русских (индоевропейских) сказках мистическим сказанием о «живой» и «мёртвой» воде. Не случайно, что у древних славян русалии были языческим обрядом поминовения умерших родичей у воды.

«В XX веке К. Г. Юнг, один из основателей глубинной психологии, на основе многочисленных данных установил, что вода является наиболее частым символом бессознательного - стихии, из которой рождается человеческое творчество. Задолго до Юнга эту связь почувствовали индоевропейцы, отразившие это в своих языках. Так, слово риши (rsi), обозначавшее ведийских мудрецов и поэтов, было образовано от корня rs/ars - «устремляться, течь, изливаться». Аналогичную картину со словом петь, пою мы видим и в русском языке. В своих примечаниях к словарю М. Фасме- ра О. Н. Трубачев отмечает: «Слав, peti, pojo должно объясняться как первоначальный каузатив от глагола piti, русск. пить, ср. тождество форм пою “даю пить” и пою “издаю голосом музыкальные звуки”. Переход значений “поить” > “петь, воспевать” восходит, т. о., к языческому обряду жертвенного возлияния».31 Связь между водой и жидкостью отмечена верно, однако, как это следует из приведенного индоевропейского материала, мотивировка ее языческим ритуалом носит явно вторичный характер по сравнению с комплексом «творчество - бессознательное».» (Серяков Михаил - Рождение Вселенной. Голубиная книга)

Также очень характерно, что в скандинавской мифологии, символизирующая род ванов богиня Фрейя, является не только богиней любви и соблазна, но и обладающей тайными знаниями колдуньей: «Фрейя научила асов искусству волшебства и колдовства (сейд), которое было известно ваннам».

Итак, какие выводы можно сделать из славянского архетипа Воды в плане перспектив реализации славянством (ванами) своего мощного творческого потенциала как развивающегося исторического субъекта?

Совершенно очевидно, что арийские народы с архетипом Воды были с преобладанием или сильным присутствием матриархального типа семьи (сарматское влияние), народы же с архетипом Огня имели как правило сильный родо-племенной уклад с крепкой патриархальной семьёй, как например римляне и особенно германцы.
В бытовом жизненном укладе различие между ними проявлялось весьма наглядно.
Славяне уже в самые ранние времена утратили многие скрепы чисто родового быта и селились относительно небольшими семейными группами, «сами по себе», мало связанными между собой и с максимальной долей автономности. Родовая первоначальная община у славян очень рано была заменена общиной чисто соседской по принципу не крови, но территориального землячества. Эта черта хорошо объяснят то обстоятельство, что значительная часть славянских племён именовалась в основном по роду занимаемой территории: поляне (жители полей), древляне (жители лесов), лужичане, поморяне и т.д.
В отличие от славян все германские племена как правило именовались только своими родовыми именами. Преобладание родо-патриархального начала сильно способствовало военной самоорганизации, образованию системной иерархии (которая всегда есть некое подобие родовых отношений) и построению прочной государственности.
Изначально славяне были более предрасположены к мирной и максимально свободной земледельческой жизни и создание своей прочной государственности всегда было для них трудной задачей.
Практически, из всех многочисленных славянских племён только русским (восточным славянам) удалось построить сильное историческое государство. Но это удалось им сделать, лишь приняв в свою славянскую стихию инородный для них принцип сильной монархической власти (или - «твёрдые начала» по выражению К. Леонтьева), заимствованный ими у народов с архетипом Огня. Соединение этих столь разнородных национальных архетипов было реализовано при содействии православия, ставшего со времён Владимира Святого национальной религией восточного славянства, превратившего восточно-славянские племена в один единый русский народ.

вопросы идеологии, истоки, национальное самопознание

Previous post Next post
Up