Тема: "взгляд и нечто".
Обозревая доступное инфо-пространство кратко остановился бы на некоторых, привлекших внимания, моментах.
На "рус-стратегия" очень своевременно (по моему) опубликовано исследование Фёдора Степуна - „БЕСЫ” И БОЛЬШЕВИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ -
http://rys-strategia.ru/news/2021-02-08-11286Блестящий анализ русской трагедии через призму романа Достоевского "Бесы". Эту работу Степуна можно было назвать совершенно аналогично, но другими словами: "генеалогия русской революции и русской (дореволюционной) души".
Когда ищут причины русской трагедии и русского катастрофизма в различных конспирологических схемах или внешних обстоятельствах (явреях ли, англичанах, масонах и прочее), то начисто забывают поучительный опыт совсем недавней русской истории, свидетелями и жертвами которого стали многие, и кстати ещё живые, люди среднего и пожилого возраста.
Это внезапное и сокрушительное, практически на ровном месте, падение СССР в 1991 году. Все самые хитроумные и всезнающие спецслужбы и умудрённые советологи разного калибра были просто поражены. И многие из последних сразу же начали для своего оправдания сочинять разные байки о неких "закономерностях" этого крушения или же выискивать разных "пророков" и ясновидящих, которые якобы всё заранее предсказали.
Всё сказанное целиком и полностью относится и к нашей постсоветской действительности. Бесполезно скрупулёзно и рационально выискивать некие признаки скорого "крушения режима" или же строить некие замысловатые конструкции из разных грозных госдепов, англичанках и прочих внешних акторов.
Можно не сомневаться, что ход реальных событий в наши дни также и на сей раз посрамит всех политологов, аналитиков и пророков, пытающихся чисто рациональным путём на основе анализа внешних факторов предугадать будущую "смену вех"
Для наиболее лучшего предвидения будущего в России мог бы подойти художественный гений подобный Достоевскому, который бы смог написать нечто подобное "Бесам", но на современном ему материале русской постсоветской души. Однако подобных гениев больше не появлялось, ибо как и предсказывал один персонаж (Пётр Верховенский) из "Бесов":
"мы всякого гения потушим в младенчестве". -Эту задачу советчина выполнила блестяще и даже с перевыполнением. Но даже если бы такой гений и появился, то создать аналогичный пророческий шедевр он бы не смог. Ибо бесовщина с высокого уровня духовной драмы противоборства метафизических сущностей давно уже, - за время советчины и постсоветчины, - опустилась на самый низший уровень и без следа растворилась в "массах" серого безликого общества.
(Но есть и ещё одна закавыка, а имеется ли вообще душа у постсоветского человека? - Так что, может быть, и материала для исследования уже не осталось.)
Между прочим, не мешает не много остановиться на замечательной личности удивительного человека русско-немецкого философа - (из Вики) - "Фёдор А́вгустович Степу́н (Степпу́н, Friedrich Step(p)u(h)n, Николай Луганов, Н. Лугин, Н. Переслегин) (18 февраля 1884, Москва - 23 февраля 1965, Мюнхен) - русско-немецкий философ, близкий Баденской школе неокантианства, социолог, историк, литературный критик, общественно-политический деятель, писатель".
Он был достойнейшим представителем русской культурной элиты Серебряного века, но и как почти все её лучшие представители разделял с нею все её достоинства, но и недостатки. Глубокий и блестящий литератор, давший в своих мемуарах (Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. Том 1 -
http://www.odinblago.ru/bivshee_i_nesbivsheesa) очень достоверную и интереснейшую картину предреволюционного русского общества, он, будучи приверженцем лево-либеральных идей, с легкомысленным одобрением встретил в армии известие о вынужденном отречении Царя и Февральской революции, т.е. был восторженным февралистом.
Воистину, на всякого мудреца довольно простоты. Как и вся тогдашняя культурная элита он не понимал судьбоносного и мистического значения царской власти, свержение которой в условиях войны открывало дорогу для самого беспрепятственного разгула бесовской стихии. Хорошо понимавший бесовскую суть большевизма он не смог увидеть очевидное. Но можно ли с высоты другой эпохи и задним числом строго судить за эту слепоту? - Ведь она была в то время присуща почти всему русскому культурному слою.
И разве мы, не являемся ли также пленниками своей эпохи и её заблуждений?
Интересен Фёдор Степун также удивительным соединением, казалось бы, таких разных культурно-психологических миров - Русского и Германского начал. Ему удалось в своей личности соединить почти органично эти, казалось бы, несоединимые стихии. Будучи высланным из Советов в ноябре 1922г., он успешно преподавал в Германии и был автором многих книг, оставаясь неизменно большим русофилом. В период ВМВ был за "русофильство" отстранён от преподавания и отправлен на пенсию (!). Благополучно пережил войну и в дальнейшим был успешным и популярным профессором (подробную биографию Степуна легко найти в интернете).
Но здесь остановился бы более пристально на эпизоде отстранения его нацистами от преподавание философии за открытое "русофильство". Это особенно интересно в свете недавних карательных инициатив за попытки отождествления Сталина и Гитлера или советского режима с нацистской Германией в период ВМВ.
А действительно, можно ли их отождествлять в смысле свирепости политических репрессий? - Судя по репрессированному Фёдору Степуну, благополучно пережившему войну на пенсии, уместно задаться вопросом, а чтобы сделал Сталин в случае аналогичного "преступления" в своей профессорской и академической среде? - Вопрос как говорят, чисто риторический.
Нет, отождествлять и уравнивать эти режимы в плане свирепости репрессий никак не возможно. Всё же разница, мягко выражаясь, большая...