Дневник обозревателя

Dec 23, 2017 11:08

Интересная интерпретация неославянофильства у Бориса Межуева: «У истоков русской свободы: апология славянофильства» (беседа с Борисом Межуевым) - http://politconservatism.ru/articles/u-istokov-russkoj-svobody-apologiya-slavyanofilstva

Правда, Межуев понимает под славянофильством идеологию поздних славянофилов с их имперским славянолюбием (внешняя экспансия ради освобождения славянских "братушек"). Это уже некоторое упрощение доктрины ранних славянофилов, которые были больше русскими националистами, чем государственниками.
Тем не менее отождествление Межуевым славянофильства с "консервативной демократией" относительно обоснована. Однако ранних славянофилов (А.Хомякова) не волновала тема о политической форме государства. В монархии они видели лишь наиболее удобную форму исторического самовыживания народа, а вовсе не какой то высший идеал или тем более сакральную власть. Ничего сакрального в монархии они не видели, но об этом сейчас как то умалчивают...
Гл. тема, волновавшая ранних славянофилов это - русское национальное единство.
Хомяков в конце своей жизни прямо задавался вопросом, что будет с русским народом в случае ослабления и крушения государства как это случилось в Смуту начала 17 века. Русские с крайне слабой способностью "к самодействию и к самоуправлению" могут оказаться беззащитными перед русофобскими силами. - Так оно и случилось, так как имперская государственность петербургского периода не озаботилась повышением национальной самоорганизации русских, а образованная имперская элита почти вся была отравлена западническим космополитизмом.
Что такое в самом упрощённом виде представляет из себя доктрина раннего славянофильства? - Это первое в русской мысли гениальная попытка обосновать идею русского единства самыми разными способами - философскими, культурологическими, историософскими, мифологическими, но гл. обр. религиозными. Теория Хомякова православной Соборности эта теория РНЕ, но только в религиозно-философском формате. Власть и официальная церковь отнюдь не случайно весьма подозрительно относилась к славянофилам - национализация государства и церкви отнюдь не входило в планы западнической имперской бюрократии.

национальная солидарность, ранние славянофилы, национальное единство

Previous post Next post
Up