Дневник обозревателя

Mar 20, 2017 13:17

Подводя итоги:
По теме причин ВРК1917г. (Февральской революции) в процессе обсуждения (в СМИ, на ТВ, блогосфере и т.д.) были уже высказаны самые разные точки зрения. В основном же обсуждались различные обстоятельства, способствовавшие революционному взрыву, среди которых делался акцент на "заговоре" в правящей элите (думская оппозиция, генералитет, фронда вел. князей, убийство Распутина) совместно с кознями западных держав (германские деньги или "англичанка гадит").
Другой акцент делался на подрывной деятельности револ. партий в городской и рабочей среде (в Питере они были очень сильны).
Из объективных причин совершенно правильно указывалось на роковую ошибку вступления в мировую войну европейских держав, не учитывая своих тяжёлых внутренних проблем (об этом ясно предупреждал Столыпин, "Записка" Дурново). РИ находилась в первой стадии перехода от аграрного строя к современному "массовому обществу", а Первая мир. война была именно войной уже сформировавшихся современных "национальных государств" с мощным административным аппаратом, средним классом, национальным самосознанием буржуазного типа и т.д.
Но тем не менее, вся совокупность рассмотренных субъективных и объективных причин не может до конца объяснить столь быстрое и внезапное распространение мятежного пожара по всей тогдашней России, и особенно в её самых центральный великорусских областях, ставших после Октября (- а это всего лишь вторая фаза Февральской смуты) главной опорой большевиков, и сделавших Москву свой столицей.
ПОЧЕМУ? - Думаю, что наиболее правдоподобный ответ по этому вопросу дал религиозный философ Семён Франк ("Духовные основы общества"), с выводами которого трудно не согласиться:
https://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/duhovnye-osnovy-obshestva/1_1_2

"Обычаи и нравы, господствующие в настоящее время, законы, которым мы повинуемся, власть, которой мы подчиняемся, весь духовный склад национальной жизни - все это, по общему правилу, создано не ныне живущими людьми, а их давно умершими предками. Воля умерших правит над волей живых. Закон был некогда выражением воли живого человека, законодателя, и этот человек давно умер, но его воля в лице закона продолжает действовать среди нас. Обычаи, нравы, порядки, которые властвуют над нами и которым мы беспрекословно и инстинктивно подчиняемся, некогда сложились волею людей, давно истлевших в могилах; даже язык, которым мы говорим, был создан нашими предками. Древние святыни, созданные давними предками, пробуждают в отдаленных потомках волю к подвигу; горечь прошлых обид, испытанных предками, рождает возмущение потомков, никогда их на себе не испытавших (так, горечь крепостного права через полвека после его отмены породила ту всероссийскую пугачевщину, которая есть существо большевистской революции). Этот консерватизм общественной жизни, присутствие в ней прошлого в настоящем, как, впрочем, и ее «футуризм», наличие в ее настоящем (сознательной или бессознательной) устремленности к великим целям и задачам, осуществление которых предстоит в будущем, не есть случайная, внешняя ее черта, которая могла бы быть устранена из нее; это есть имманентный закон, определяющий ее внутреннее существо, соотношение, вне которого вообще немыслима общественная жизнь. Радикальные революции, которые ставят себе целью истребить из общества все его прошлое и построить жизнь наново из ничего, в сущности, столь же безумны и неосуществимы, как попытка вылить из организма всю накопленную им кровь и влить в него новую; и если бы они удались, они привели бы просто к смерти общества. Да и сами революции, эти судорожные и безумные покушения на самоубийство, суть тоже выражения прошлого, обнаружения тенденций, идущих из прошлого: в них сказывается губительное действие ядов, накопленных в прошлом, и судорожные попытки освободиться от них. И если они не приводят к гибели общества, то это всегда определено тем, что израненный и обессиленный ими общественный организм через некоторое время оживает под действием сохранившихся в нем здоровых сил прошлого."

PS:


- Суть этого отрывка проста. Прошлое давлеет над настоящим и переваривание негативных черт прошлого требует времени для их "лечения". Это справедливо как в общественной жизни, так и в индивидуальной психологии. Психологические и социальные травмы лечатся постепенно и медленно. Шок от крепостного права, которое было отменено 19 февраля 1861г., к началу 20 века (хотя и прошло уже полсотня лет) был ещё не изжит и воспоминания унижений и тягот связанных с этим "правом" ещё тяготели над крестьянской Россией -особенно её центральных регионов.
В этом историческом обстоятельстве не было никакого злого умысла, но специфика малонаселённой аграрной равнины требовала для выживания государства применения суровых мобилизационных методов, а крепостное право было одним из этих методов.
Но после 1861г. начался бурный демографический рост, аграрные проблемы стали решаться посредством реформ Столыпина, однако это требовало времени без войн и потрясений. - Но его (времени) из-за Первой мир. войны уже не хватило.
Старые обиды и память об исторической тяжести имперского бремени, особенно тяжело легшая на плечи великороссов Центра, в процессе февральской смуты проявили себя самым разрушительным образом.
Именно только этим обстоятельством можно объяснить ту всероссийскую "пугачёвщину", которой ловко и удачно (для себя) воспользовались большевики для установления уже своего перманентного "крепостного права", т.е. системы тотальной мобилизации как злокачественной самоцели, оказавшейся в тысячу раз пострашнее всех прошлых исторических обид!
Кстати, в 1991г. как бы повторилась та же самая картина Первого Февраля. Советская система к 1980-м годам давно уже отошла от ужасов массового чекистского террора и сталинских строек и тягот. После смерти Сталина прошло уже около 30 лет, и советская жизнь постепенно улучшалась в бытовом плане. Но как только создалась "революционная ситуация" (- т.е. шатания в верхах как и в 1917г в придворной верхушке), так тотчас же в массовом сознании всплыли все прошлые обиды, учинённые большевиками и массы готовы были отказаться от всякой государственности, лишь бы не вернулись "коммуняги". Этот стихийный антикоммунизм был очень силён тогда (и именно тогда, сейчас уже настроения иные), ибо в противном случае невозможно объяснить того обстоятельства, что русское постсоветское население достаточно легко готово было пойти на самые немыслимые жертвы - лишь бы оторваться от своего проклятого прошлого в СССР. Реформы Гайдара-Чубыйса были прямым ограблением всего народа, но ТОГДА люди с этим были готовы смириться из тех соображений, что пусть будет лучше построен "бандитский капитализм", но зато советское прошлое уже не вернётся. - Разумеется, русских людей тогда обманули, но увы, - "как всегда".
К сожалению, русская история имеет странную способность повторяться и "наступать на те же грабли".

февральская революция, смута и её последствия, ВРК1917г

Previous post Next post
Up