Родительский успех я измеряю не в часах, которые ребенок провел за развивающими играми, а в минутах, которые он может провести сам с собой.
Мамы и папы обычно хотят заполнить собой все пространство. Ребенок, оставленный один на несколько минут, вызывает горькое чувство вины: я мало с ним занимаюсь! И желание исправить ситуацию (сына/доця, давай порисуем/поиграем/потанцуем, научу тебя читать/жить/уму-разуму).
А давайте с примерами. Представьте, что начальник поручил вам сложную, интересную задачу. Вам не терпится взяться за нее. Но руководитель сел рядом и наблюдает. У вас прекрасный начальник. Он любит вас, вы уверены. Иногда, когда работаете, он нежно трогает ваши волосы на затылке или целует в макушку. Вы знаете, что если промахнетесь, он сделает замечание очень деликатно, а может промолчит. Только соберет брови домиком, нахмурившись.
Но сейчас перед вами важная задача, а начальник сидит и нежно смотрит. Мягко наставляет, мол, давай, Капюшонкин, на тебя одного уповаем, а я рядом тут сидю, и чо надо подсоблю. С одной стороны это придает уверенности, а с другой - хочется найти решение самому. Хотя с начальником рядом как-то надежнее…
Что вы сделаете? Что угодно, лишь бы начальник одобрил. Будете имитировать деятельность и мозговой штурм, хаотично звонить и перекладывать документы с места на место, бегать по кабинетам и стучать по клавиатуре, высекая искры. Начальник доволен, он видит: вы что-то делаете! Но для решения задачи нужно просто подумать. Пять, десять или двадцать минут посидеть в тишине, и да, побездействовать. Это невозможно при зрителях.
Разве у ребенка иначе? Он тоже должен бывать один, чтобы просто так, без свидетелей заняться своими мыслями. Рядом с родителем он остается ведомым, делая то, что укажет взрослый.
Только оставшись наедине с собой ребенок начинает ДУМАТЬ. Он размышляет, фантазирует, мечтает. Воображение гораздо важнее знаний (сперла у Эйнштейна). Во взрослой жизни все достижения получаются из фантазий. Открытия, нестандартные решения, новые бизнесы начинаются с умения человека выйти за рамки.
Худшее, что может сделать родитель - ворваться к ребенку в разгар игры. Предложить себя вместо тщательно отрисованных в воображении персонажей и ландшафтов. «Сашуня, поиграй с мамочкой, тебе ведь скучно!». Не нужно переживать, что ребенок брошен. Если он заскучает, то найдет взрослого.
Как у нас
Володя «заигрывается» в одиночестве пока ненадолго (ему два с половиной года), 5-15 минут несколько раз в день. Не дыша, будто за мыльным пузырем, наблюдаю, как Вова бухтит диалоги между игрушками. В такие моменты я самоустраняюсь. Если он заигрывается дома, и мне приходится нарушать его игру, я обязательно стучусь, прежде чем войти к нему. Чтобы не наступить на того, кого Володя мог придумать. Чтобы он вернулся из мира игры и фантазии в реальность, а я не вступила в придуманную им горящую лаву или яму с какашками.
Я же не знаю, что у него в голове:) Но отношусь к его фантазиям с уважением.