Jun 07, 2010 00:37
Однажды я записалась в ЕГУ на курс с интересным названием «Теории и практики памяти». Среди прочего там рассматривалась и мнемотехника. И в это же время, начиная с марта, у меня начались курсы «Развития креативности» на псифаке брестского универа. На первом занятии, я узнала, что креативность заменили «техниками памяти».
Я верю в неслучайность совпадений, поэтому решила, что скоро явится мне указующий перст, или знак какой захудалый.
И вот потянулись будни вечернего и дистанционного обучения. Я изучала цифро-буквенные ходы и метод Цицерона в Брестском универе, а потом по интернету сдавала зачеты по тому же Цицерону, магическим кругам Джордано Бруно и театру Луллия. И, понятно, ждала, какой же из этого следует высший урок. Стала мнительной и нервной, а все оказалось просто, как пареный имбирь.
В последний день практики мы сдавали экзамен: нужно было запомнить 50 слов за 3 минуты, а потом их воспроизвести задом наперед.
А у теоретиков, в это же время я прочла очередную главу учебника «Искусство памяти». Она гласила: некий античный мнемоник, был столь велик, что мог запомнить имена пятидесяти присутствующих, а затем назвать их не глядя. Аффтор, Фрэнсис Йейтс, восхищалась таким чудом, попутно упоминая, что сама никогда не пыталась использовать метод Цицерона на практике, потому что, мол, уже нет тех великих умов, а ей, современной интеллегентке, куда уж. Далее весьма таинственно сообщалось о том, что где-то существуют люди, которые практикуют метод в современности.
Надо сказать, что на практической мнемотехнике в Брестском универе занимались очень разные люди. Экзамен сдали все.
Госпожа Фрэнсис, умнейшая женщина с хорошим таким научным подходом всю жизнь посвятила исследованию техник памяти, но так и не опробовала их. И вот я, двадцатилетняя сопливица, которая месяц баловалась мнемотехникой, вижу многие ошибки и несуразности в ее тексте. В частности понимаю, что «античный мнемоник» ничем не круче моих многочисленных соучениц.
«Буква убивает, а дух - животворит», «практика без теории слепа, теория без практики мертва», и конечно же «…а ихтиологи тонут» - стали моими любимыми выражениями.
Теория - как мощный фонарик, которым можно посветить вокруг - видно, куда стоит идти, видно, где можно свернуть себе шею. Но люди, которые хорошо разглядели дорогу, при этом, не сделав по ней и шага - все же ничего о дороге не знают.