Зарисовки в кармане.

Sep 23, 2015 14:23

Кармынный блокнот стал моим верным спутником в прогулках на большие и малые расстояния, по городу и в поездках, на пляже и в кафе, в транспорте и залах ожидания.

В общении с бумажными страницами я ставила перед собой некоторые задачи, поэтому хочется поделиться результатами экспериментов, невольных наблюдений и неожиданных (для меня лично) результатов.




♦♦♦

• Блокнот карманного размера гораздо проще оказалось подружить с дамской сумочкой, чем А5, и таскать с собой везде. Я лентяй, и полноценный альбом возьму с собой далеко не везде, особенно если в добавок к художествам нужно в сумку поместить что-то еще, и еще... и картошки с морковкой купить по дороге обратно :)



• К графике я обращаюсь в те периоды, когда мне кажется, что на цвет времени нет. Это, конечно, иллюзия: на некоторые чисто графические работы времени уходит больше, чем на скетчи, где можно быстренько залить плоскости кистью. Но, сосредоточенность только на одном вопросе все же несколько экономит силы, а значит и время. Поэтому я устроила себе испытание, о котором в пункте следующем.

• В августе я совершила акт сознательного насилия над собой. Взяла в поездку длиною в месяц только графические материалы. Знала, что будет хотеться цвета, но ограничение сделала, чтобы проработать узкий спектр задач, углубить некоторые умения: повысить качество композиции и скорость, больше уделить внимания детализации и утонченности исполнения, потренироваться в передаче различных фактур ограниченными средствами.



• Технические скилы углубились, практика дала свое. Теперь реже промахиваюсь с перспективой. При первом взгляде на сцену, гораздо быстрее нахожу реперы, ключевые точки и движения, от которых проще оттолкнуться и выстроить композицию.

Помещать детали, их интересные узлы и связки, к которым я хочу привлечь внимание, сразу в нужные места на листе и от них плясать - один из приемов избавляющих от необходимости использовать карандаш. В такой ситуации даже не важно, закончите вы работу или нет: главное сложилось - значит, ок. А скетч он всегда может иметь большую/меньшую степень недосказанности или обобщенности.



• Стала больше прислушиваться к себе и использовать любимые материалы. Те, которые хочется именно в данный момент, которые уместны, а не рандомно: "такс, что-то давно я не рисовал акварелью" или "вот есть у меня шесть банок цветной туши - надо расходовать". Когда я слышу такое, меня передергивает. Похоже на монолог заведующей буфетом: "Какие у нас пирожки плохо идут? Вот их и включаем в комплексный обед!"

Ребята, фу! Так может говорить тот, кого не заботит успех работы и он, скорей всего, будет настолько же рандомный.

• Избавилась от привычки оставлять дорисовку на потом. Впечатления, как и рыба бывают только первой свежести. Лучше найти способ, как сделать что-то быстрее, где детализировать, а где бросить, чем тащить с собой в дорожной сумке кучу недоделок и хвостов.



• Сейчас не часто на моих скетчах появляются люди с ярко выраженным характером, видимо, их время еще вернется. Пока они просто стафаж и интересны как часть среды.



• Решить некоторые задачи мне помогали уроки. Да-да, уроки не которые я брала, а которы давала. Для своих действий на бумаге приходилось искать простые понятные объяснения, перепроверять то, что делала до этого автоматом. Где-то этот автомат мог быть прав, а где-то сбоил и промахивался. Уроки послужили настройкой с камертоном.



• Из моего сознания исчез карандаш и ластик. Это значит, что я и раньше не выносила их за пределы мастерской, а сейчас даже вспоминать забыла о том, что таковые в природе есть. В быстро-скетчах они мне не нужны. А избавление от лишних вещей расковывает, экономит время и не настолько существенно влияет на результат, чтобы с ними морочиться.

Для справки отмечу: использование или не использование карандаша с резинкой, в принципе и по сути, для меня не является каким-то мерилом мастерства, это всего лишь вопрос технических предпочтений каждого отдельно взятого человека, в каждом отдельном случае. Я не понимаю смысла реплик: "Вау, он это сделал без карандаша!" или "Фи, да он пользуется резинкой!"

И что? От того, что вы узнали как сделана работа, она вам стала нравиться меньше? В среде профессионалов таких предсрассудков нет, уж поверьте. Никто и не подумает задавать подобные вопросы. Это привелегия неведомо чего жаждущих дилетантов :)



• Я прочувствовала ценность принципа "рисуй каждый день". Ценность для себя (по преднему считаю, что этот челендж не для каждого). Почему, читайте в одном из следующих постов :)

Прочувствовала ценность, но произошло это со мной относительно случайно, задачи "1 зарисовка/1 день" я не ставила. В этом смысле мне больше близка свобода от обязательств :) В некоторые дни я могла нарисовать целых шесть разворотов, а бывали недели, когда блокнот с полки не доставался вообще.

Чувством восторга от частого рисования меня прошибло где-то в конце августа/начале сентября.

Тому предшествовал приезд в Одессу в начале июля, где много всего прекрасного: по улицам хочется гулять, в кафе хочется сидеть, квартира очень удачно в центре и со своими "приведениями с характером". Предчувствуя, что весь этот "шебби-шик" в ежедневном быту я долго не вынесу, решила-таки побольше гулять.

Потом случился август и весь месяц я работала в Крыму. Ехала налегке, поэтому только с набором для графики, как говорила выше.

По работе бывала в интересных местах, часто засиживалась в кафе, 5 дней провела на пляже с палаткой, где практики рисования было столько, что из ушей могло полезть :) Последний месяц лета я рисовала через день, рисовала каждый день, рисовала по 2-3 зарисовки в день.

Вернувшись в Одессу продолжила отбывать свою шебби-карму. Иногда прогуливаюсь рано утром, иногда чередуя вечера через день: спорт или прогулки с зарисовками. А начиная с "после работы в пятницу" устраиваю кофейно-рисовальные запои. Раз Одесса не только красивый, но и вкусный город - с этим нет смысла бороться :)



• С увеличением практики растет скорость. Что бы там ни говорили, а скорость важна. Как минимум, чем быстрее вы делаете какую-то работу, тем меньше устаете. Тем больше времени останется на еще какие-нибудь занятные плюшечки, помимо рисования.

На самом деле очень часто срок выполнения чего-либо растет не только по причине медлительности или раскачивания, а так же из-за количества лишних телодвижений и напрасных усилий.

В зарисовках отлично тренируешься отсеивать лишнее и сосредотачиваться на основном. Я рисую глядя на часы, чтобы хорошо представлять, сколько времени какой этап занимает. А так же сколько времени осталось до того, как кафе закроется и меня выгонит официант, сколько времени до того как выключат солнце, глаза перестанут видеть и замерзнут ноги, сколько времени до встречи с клиентом или до урока французского и т.д.



• Стало комфортнее общаться с людьми на улице. Нет, мне абсолютно не страшно и не стыдно рисовать, танцевать или петь в ощественных местах. Ко мне редко кто-то подходит или беспокоит. Выражение лица человека действительно сосредоточенного на работе публику отфильтровывает на раз-два.

Но вспомнила такую ситуацию: как в мае сидела на лавочке рядом с оперным и ко мне подсела дама: занималась своими делами, т.е. отчаянно скучала, болтала ногой и гремела костяшками, отчего лавка превратилась из стабильного физического тела в бьющуюся о берег шлюпку. Та, ёпт... что и говорить, утро было испорчено. Кое-как закончив скетч, я поспешила переместиться в другое место.

А пару недель назад в том же сквере, ко мне присоединился мужчина. И я это не сразу заметила, а только когда он начал вслух интересоваться: не беспокоит ли он меня? Подумала: вот теперь уж точно, что нет!))

В кафе поймала себя на мысли, что часто делаю заказ не отрывая глаз от блокнота и не выпуская ручку))) Каждая секунда дорога! Девиз: рисуй быстро, едой наслаждайся неспеша, - вполне в духе моих вылазок. И думаете кто-то из официантов хоть раз косо среагировал на это? Если бы да, он не был бы профессионалом на своем месте!

Зная, насколько вопрос рисования в людных местах для многих болезненный, хочется сказать: да ну, перестаньте! Трусы и трусихи, ведите себя естественно. Если какое-то действие вы делаете как совершенно обычное для вас, не акцентируя на этом внимания, окружающим на это еще больше плевать, чем вы можете себе представить :)



♦♦♦

Как следствие всего перечисленного я стала получать еще больше удовольствия от процесса и результата. Когда прогресс ощутим на вкус и приятен на ощупь, аппетит растет :) Чем менее ты скован в технических вопросах, тем больше свободен в выборе сюжетов.

Желаю, чтобы каждого, в свое время, накрыло не меньшей волной удовольствия и азарта от осознания личностного роста! Творите с удовольствием!





П.с. Работы не разделены на было и стало, а перетасованы в случайном порядке, т.к. изменения, которые происходят не обязательно имеют какое-то разительное выражение снаружи, а могут быть сосредоточены в ощущениях.

art, motivation, art-book

Previous post Next post
Up