В начале 2016-го года я заметил, что в зарплатном квитке за декабрь 2015-го года пенсионные деньги ушли в незнакомый мне фонд. После разбирательства в бухгалтерии выяснилось, что произошёл сбой в системе учёта. Решать решили самым, казалось, простым способом: обратиться в управляющую компанию, чтобы указать им на неполадку на входе и вернуть деньги на базу. (Вернее, самым простым способом было просто компенсировать мне деньги и разбираться с управляющей компанией автономно. Но я тогда решил, что это как-то неблагородно, что, мол, немного-то мне не сложно подождать.) Меня от этой переписки отлучили, и дальнейшие мои взаимодействия с бухгалтершей сводились к узнаванию последних сводок про пропажу. Мне было неприятно надоедать каждую неделю, так что я решил (помня о косности пенсионной системы), что лучше обращаться через месяц. Все последующие обращения к бухгалтерше, честно исполнявшей свой корреспондентский долг, были однообразными: она мне давала понять, что, несмотря на её титанические усилия и тонны переписки, дело не продвигается. Эта возня продолжалась почти два (sic!) года; в промежутках между унылыми посещениями моей связной бухгалтерши я пытался звонить пенсионному агенту и в управляющую компанию и получал всевозможные отговорки, из-за которых я всё больше и больше горячился на всю эту треклятую систему, в которой невинная ошибка (не моя) де-факто приводит к необратимым последствиям. Вот пример отговорки со стороны пенсионного агента: «Что же вы хотите; это у Вас в хай-теке всё быстро происходит, а у нас занимает месяцы». Сбой в системе учёта компании не повторялся больше, да и деньги были не такие большие, но меня 1) бесил сам факт, 2) было обидно за державу, 3) рисовалась картина будущего, где мне таким же халатным образом выплачивают (вернее, скорее не выплачивают) мои же пенсионные деньги. За это время пенсионный агент сменился и нужно было рассказывать его сменщику мою историю; кроме того, компания, куда ошибочно ушли деньги, слилась с другой управляющей компанией, что дополнительно усугубило дело.
В конце 2017-го года меня всё это уже порядком достало, и я обратился к непосредственному начальнику с моей изначальной идеей компенсировать мне недостачу из средств компании, поскольку (при всём уважении) это ошибка самой компании, что возымело некоторый эффект. Он поговорил с бухгалтершей, и они решили (де-факто, он ей приказал), что моим делом она занимается вплотную. Мне было сказано, что до сих пор вплотную этим делом не занимались по причине незначительности суммы (по всем звеньям передаточной цепи, видимо), но двухлетнее пробуксовывание - уже достаточно уважительная причина для его приоритизации. В начале 2018-го года дело, казалось, сдвинулось с мёртвой точки, потому что в фирму привезли новую пенсионную агентшу, которая объяснила мне хитроумную схему возврата денег из фонда, которого уже по сути нет. Схема заключалась в открытии пенсионной программы в управляющей компании, поглотившей этот несчастный фонд, зачисления утерянных денег в качестве выплаты за декабрь 2015-го и потом ожидания, пока мой действующий фонд автоматически не высосет эти деньги к себе (до такого, прости Господи, совершенства израильская пенсионная система, к счастью, уже доросла). Либо, как вариант, можно было самим форсировать перевод в действующий фонд (тут поставлю сноску).
Открытие новой пенсионной программы не составило труда и не заняло времени, а вот с зачётом денег начался новый круг хождения по мукам. Управляющая компания ждала доказательств от моей фирмы, что деньги эти были действительно зачислены мне, но изобретательно их не получала (видимо, по схеме "колеса направлены на Урал, Сидоров представлен к правительственной награде"). Опять начались мои приходы к бухгалтерше с той же результативностью, но с той лишь разницей, что теперь мы общались с новой управляющей компанией, поглотившей старую. Я уже был порядком подрассвирепевший, так что в один из моих приходов с соответствующим настроением в середине 2018-го года бухгалтерша сказала, что компания мне просто компенсирует ущерб. То есть вернулись к моему изначальному предложению. Но опять не сейчас, а в конце 2018-го года. Пост я этот пишу, потому что история закончилась и искомые деньги нашли таки своё место в кучке. Дальше я за вопросом не следил, но могу с изрядной долей уверенности утверждать, что моей компании эти деньги не компенсировали и не взаимоучли.
На выходе мои ощущения следующие. Это не первый наблюдаемый мною случай, когда ошибки на любой стадии пенсионной системы приводят к одному и тому же результату, а именно потере (или зависанию) средств вкладчика. Я бы хотел хоть раз увидеть, что по ошибке деньги начислились, а не отчислились. Видимо, в системе, в которой мои, как мне всегда заявляется, деньги направляются куда-то, минуя меня, такое просто обязано происходить. В идеальной системе я должен быть оповещён о ходе всех пенсионных денег, а также должен иметь возможность управлять своими, как мне рассказывают, деньгами напрямую и в режиме реального времени (с ограничениями, установленными государством, чтобы я, не дай Бог, не потратил их на бочки с хумусом). Мои попытки поменять хоть что-то в параметрах сберегательной программы, которую я добровольно-принудительно выбрал, заслуживают, пожалуй, отдельного поста.
Сноска:
Как я отдельно выяснил, форсировать можно только на словах. На деле, надо заполнять бессмысленные бумаги, то есть выполнять работу, которой по идее должна заниматься сама управляющая компания.