Введение в Ветхий Завет

Jun 10, 2011 03:15

Освоил недавно ещё один йельский курс. В школе мы проходили не совсем совпадающую с этим курсом часть Священного Писания и немало времени уделяли литературным средствам. Очень, к примеру, запало мне в память, что в повествовании о путешествии Аврама из Ура Халдейского в Ханаан Б-г ему в каждом предложении напоминает, что-де он с ним; тем самым автор намекает на испуг и растерянность самого Аврама. Ни в одном курсе, посвящённом Танаху, наверно, от этого не уйти; из запомнившегося в этом курсе: Йов, взывая к небесам, вопрошает, почему к нему относятся как к врагу (метатеза איוב - אויב). Проф. Хэйз демонстрирует эклектичность Танаха и разнообразие присутствующих в нём теологических суждений. Можно проследить постепенное развитие восприятия самого Б-га: от Б-га всемогущего к Б-гу, творящему историю, чтобы проучить или наградить древних израильтян, до Б-га, справедливость которого можно оспаривать (как делают Йов и автор Книги Экклезиаста). В книге Эсфири Б-г вообще ни разу не упомянут, что для более ранних книг просто ересь. Кроме того, прослеживаются несколько слоёв редакции всей суммы книг, которые пытаются навести порядок в верованиях предков: запрячь в одну тележку Эля, в которого веровали поколения праотцов (начиная с Авраама) и другие жители Ханаана, Баала, который в какой-то момент «победил» Эля, и объединившего их обоих Яхве.

Несмотря на то, что про мир иной в курсе не упоминалось, мне стало интересно, какое к нему отношение в иудаизме. Насколько я могу судить, в этом вопросе не возбраняется плюрализм верований, коль скоро это не мешает быть хорошим человеком в жизни. По всей видимости, закрепившееся в христианстве понятие иного мира берёт начало в одном (или нескольких сразу) из таких не введённых в канон верований.

courses, history, religion, hebrew, yale

Previous post Next post
Up