Эффект Эфроса. Часть 3

Dec 29, 2010 21:25

 Лефевр, первой знаменитой работой которого была "Теория конфликтующих структур" хотел поднять психологию на такой уровень, чтобы ею можно было заниматься так же, как теоретической физикой, и преуспел в этом. По крайней мере, Карл Поппер признал его вклад выдающимся ( Read more... )

Leave a comment

Comments 40

krasnojarochka January 1 2011, 18:37:05 UTC
Александр, картинкой перед текстом вы хотели символизировать различия преобладания правополушарного и левополушарного вопроиятия мира? Левая часть лица девушки - это западники, а правое "восточники"?

Reply

garbuzenko January 1 2011, 19:18:27 UTC
Ирина! Вы абсолютно правы!

Действительно, левое полушарие мозга, как правило, ответственно за логику, речь, восприятие временной последовательности событий, анализ деталей. Оно сильно в формализованной деятельности (западники). Правое ответственно за интуитивный вывод, целостное конкретное восприятие объектов, диалектично (восточники). Не буду продолжать, так как, очевидно, что Вы это прекрасно знаете.

Сам Лефевр, насколько мне известно, не указывал на связь этической системы с асимметрией мозга и доминантностью одного из его полушарий, но она угадывается.

Эта связь помогает использовать теорию Лефевра для описания агентов раличных типов (лево- и правополушарных), и, даже, грубо рассматривать влияние социального неравенства на человека,
и на изменение его поведения, если это неравенство превышает некоторый критический порог.

Конечно, жизнь сложна, сложен человек. Но что-то можно понять, рассматривая простые модели.

Очень рад, что Вы все увидели!

Александр.

Reply

garbuzenko January 1 2011, 19:20:15 UTC
Ирина!
С Новым Годом!
Холодно в Красноярске?

Reply

krasnojarochka January 2 2011, 04:29:05 UTC
С Новым годом, Александр :).
Да, холодно (26-28 градусов) и это, увы, существенно ограничивает в передвижениях.

Reply


krasnojarochka January 2 2011, 16:42:12 UTC
Александр, в Вашей интереснейшей лекции для меня осталось не совсем понятным следующее противоречие ( ... )

Reply

garbuzenko January 3 2011, 18:28:38 UTC
Ирина! Прежде всего, очень рад, что материал показался Вам ( ... )

Reply

krasnojarochka January 7 2011, 15:40:35 UTC
Александр, Вы очень-очень благородный собеседник! :) Ну конечно, это не Вы недорабатываете - это читатели (я) из-за недостатка информации (знаний) неспособны связывать участки текста, которые связывались бы сами собой при ее наличии ( ... )

Reply

garbuzenko January 7 2011, 18:48:38 UTC
Ирина! Первый абзац означает только то, что независимо от этической системы и выбранных интерпретаций, алгебраические операции должны иметь универсальный и знакомый смысл ( ... )

Reply


garbuzenko January 3 2011, 18:34:13 UTC
Упомяну еще один анекдотический сюжет. В 2006г. в России введен новый стандарт преподавания основ специальной теории относительности старшеклассникам. То же происходит и в Вузах. Обращается внимание на то, что самому Эйнштейну название "теория относительности" не нравилось. Он предпочитал говорить о "теории инвариантности". Из курсов изгоняется понятие о релятивистской (зависящей от скорости) массе, Лоренцевском сокращении размеров, а формулу E=mc2 предлагается считать верной только в случае тела находящегося в покое. Здесь много интересного, но с клинической точки зрения все сильно напоминает победное шествие первой этической системы по
городам и весям.

Ирина, вот так сумел ответить на Ваши вопросы. То есть, помахал руками, но что ответил - не верю.

Вопросы уж больно хорошие!

Reply

krasnojarochka January 8 2011, 02:15:02 UTC
На эту проблематику волей-неволей нет-нет да взгляну с другой колокольни, заданной в книге Аллы Глинчиковой «Раскол или срыв «русской Реформации», которую сейчас читаю. (В Интернете много материалов, посвященных книге и подходу автора. Вот здесь, например, видеофильм с ее публичной лекцией.) Глинчикова обосновывает концепцию, согласно которой Россия «пошла своим путем» еще в 17-м веке, потеряв естественный эволюционный вектор развития, свойственный европейским странам. Именно тогда для России прервалась цепь событий, которая должна была привести ее от теократического к аутентичному гражданскому обществу. Раскол (старообрядцы) попытался защитить этот путь - не удалось. Именно удавшийся Раскол мог стать спасительной Реформацией для России, а не реформы царя и Никона. В результате: сращенная колония (эксплуатация собственного народа, а не жителей колоний, географически отдаленных, как это было с европейскими странами), полицейское государство, морально подавленный, не способный преодолеть патерналистские тенденции в своей психике, народ ( ... )

Reply

garbuzenko January 8 2011, 12:05:36 UTC
Ирина! Спасибо огромное за указания на книги Глинчиковой и Шанина. Конечно, не читал. Но теперь, благодаря Вам, постараюсь ликвидировать свою безграмотность. Что касается слома второй системы и замены ее первой - мне кажется этого никогда не удавалось проделать до конца. Существование старообрядцев, наверное, тому свидетельство. Это отсутствие окончательной победы вызывает, по-видимому, нервную реакцию некоторых персонажей ( ... )

Reply

garbuzenko January 13 2011, 19:05:57 UTC
Ирина ( ... )

Reply


vkouznetsov January 26 2011, 14:42:33 UTC
Американские специалисты по евгенике учли ошибки прошлого и перешли на уровень мозгов?
Лет сто назад это Лефевр, наверное, африканцев исследовал бы. Но теперь это "не политкорректно", а восточноевропейцы белые и расизмом это как бы не является.

Reply

garbuzenko January 27 2011, 06:21:43 UTC
Лефевр эмигрировал из СССР в 1974г., так что сто лет назад исследовал бы, скорее, русских крестьян и дворян.

Reply


vkouznetsov January 26 2011, 15:58:56 UTC
Для иллюстрации различия в поведении представителей различных этических систем приведем данные, которые получил Лефевр в 1982 году, работая с американцами и выходцами из СССР:
======
Я тут подумал, что граница между "этическими системами" проходит не по "берлинской стене" (географически), а по количеству автомобилей на душу населения. В США выросло несколько поколений автовладельцев. В восточных странах уровень автомобилизации ниже - градостроители сделали упор на общественный транспорт.
Этот эксперимент можно повторить в России, взяв две группы: владельцев автомобилей со стажем и пассажиров общественного транспорта. Думаю, что получим те же две "этические системы".
В России нужно просто увеличивать количество автомобилей на тысячу населения, а Лефевров и прочих мозгоклюев (писателей форсайтов) слать лесом.

Reply

garbuzenko January 27 2011, 06:22:44 UTC
Интересно. Вы предполагаете, что этическая система, к которой принадлежит человек, связана с наличием, или отсутствием у него автомобиля, а автомобилизация России приведет к распространению 1-й системы? Конечно, вождение стимулирует соблюдение правил дорожного движения и способствует такому слдвигу. Но все-таки, в разных странах соблюдение правил
движения имеет специфическую национальную окраску.

Reply

vkouznetsov January 27 2011, 07:29:30 UTC
Это не моя идея. У экономистов есть теория (только не надо у меня просить ссылку - не знаю), что демократия начинается с 300 автомобилей на 1000 населения. В стране могут быть сколь угодно красивые демократические законы, но работать они не будут, если уровень автомобилизации ниже 300 шт на 1000 человек.

Reply

paulboutchinet June 24 2015, 11:06:35 UTC
Добрый день. Не думаю, что количество автомобилей существенно влияет на переходы к другим этническим системам. Нью-Йорк, точнее Манхеттен, совершенно не "водительское" место. Ну и еще, в России раздел ПДД про штрафы всегда рассматривали как прейскурант. То есть водительская этика в России ситуационная.

Reply


Leave a comment

Up