Более 60-ти лет моя семья и я не знали, где похоронен мой погибший в войну дед. Поиски вел мой отец, а после его смерти я. Мы многократно обращались в Красный Крест вначале СССР и ГДР, потом в Красный Крест ФРГ - все безрезультатно. Не найден, сведения не сохранились, мы сожалеем и т.д. Пока год назад не получили через третьи руки и блат(!) официальную справку Министерства Обороны России о послужном списке моего героического деда. Последнее место службы - город Эрфурт (Германия). И вот, в феврале 2013 мы здесь, в Эрфурте. После стольки лет безнадеги сегодня удавалось абсолютно все. Мы познакомились с удивительными боевыми старичками Питером (77 лет) и Готлавом (80 лет) из Российского-Немецкого Общества Дружбы. Вы еще помните такие организации, мои юные друзья? В то время были пионеры, комунистическая партия, Брежнев и Эрик Хоннекер. Так вот эти пожилые люди с серьезными проблемами по здоровью почти целый день посвятили нам. Листали вместе с нами архивы, переводили, жена Питера кормила нас немецкой солянкой у себя дома. Потом мы поехали на кладбище, где нас ждал автомобиль и 2 сотрудника кладбища, одна из которых оказалась руководителем ведомства по делам кладбищ земли Тюрингия. Такого внимания я, честно говоря, не ожидала. Что было после, читайте в комментариях к фоткам...
Журналист Питер Фогель, его супруга, и преподаватель русского Готтлав.
Дома у Питера Фогеля. Он работает или работал (?) журналистом. Чувствуется профессиональная закалка. Просил копии всех документов, сверял с оригиналами, рассматривал удостоверения и свидетельства о рождении. На переднем плане его друг Готтлав, на наше счастье преподаватель русского языка.
Братская могила в Эрфуте. Сюда перенесен прах советских военослужащих со старого военного кладбища Предположительно, здесь и мой дед.
Руководитель ведомства по делам кладбищ земли Тюрингия фрау Шварц. Наш преподаватель русского объясняет ей ситуацию.
Все что могли сделать на этот момент: поставить свечу и цветы. Нарциссы будут распускаться еще какое-то время и украшать памятник. Пока там ни одного цветочка не было.
памятник поставили в 1948-м. Уже после смерти деда. Точных сведений они в документации не нашли, но сказали что будут продолжать искать.
Надо сказать, что эмоционально я ничего не почувствовала. Даже какое-то сожаление. Понимаете, я так долго этого ждала...мы все искали, смотрели те немногое фото деда, пытаясь понять, где это было снято, в каком городе, в какой стране...и вот братская могила. И неизвестно, здесь он или нет... Военное кладбище того времени немцы снесли и превратили в парк. А сюда все перенесли. Все-ли? И тут фрау Шварц говорит: "А хотите увидеть место, где убили вашего деда? Здание комендатуры. Оттуда его и хоронили". У меня был шок. Я не могла поверить.
Хочу вам сообщить, что у деда была довольно высокая должность, помощник военного коменданта города Эрфурта. И погиб он с размахом. В тот день пленные, но плохо обысканные эссэсовцы перебили всех сотрудников комендатуры. Погибло много народу. Похороны были со всеми военными почестями.
Вот наше фото, которое хранилось у моей бабушки. Дом, окошки, ступени полностью совпадают
Отсюда была снята эта карточка. Значит, точно Эрфурт!
А это фото улицы, по которой была похоронная процессия.
Вы не представляете, что со мной было. Я была готова расцеловать и фрау, и русского учителя. Носилась как сумашедшая, звонила маме в Минск, дочке, и фоткала, фоткала, фоткала. Нашли!!!
Еще одно наше фото. Внизу та самая улица.
Мой дед, и моя бабушка. Они познакомились на фронте, бабушка была фельдшером, вместе воевали. А потом такая романтика, бабушка забеременела и в 1943 родила моего отца. Прямо там, на фронте. После ее отправили в тыл и больше моего деда она не видела.
Красавец. Мне кажется, я на него похожа
Уже после всего, попрошавшись с нашими немецкими вновь обретенными друзьями, мы немного прогулялись по городу. Очень красивый и старинный городок. Взбудораженная, ошеломленная, я подумала - А что бы хотел слелать мой дед, если бы был жив? Наверно зайти в немецкую пивную и выпить пивка?
Это мы и сделали. Нашли самую старую на мой взгляд пивную, уточнили, что здесь было сразу после войны и нормально так выпили пива и поели. За деда. И за того парня...
Возможно, тут сидел мой дед и также смотрел на побежденную (или освобожденную) Германию. Земля ему пухом.
Вышли когда стемнело. Но главной площади стоял красавец собор. Ну уж его-то точно видел мой дед.
Домой идти не хотелось. Бродили по вытертой брусчатке, представляли как здесь давал жару старший лейтенант, помощник коменданта Эрфурта.
А город как игрушка
Было тихо и умиротворенно.
Вот и все. Уезжаем. Будем ждать вестей. Хочу ясного и точного документа. Хотя и без этого мне все ясно...