Jul 07, 2015 15:42
Вертикаль власти.
Разделе́ние власте́й - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Авторство концепции разделения принадлежит, безусловно, двум выдающимся мыслителям, ставшим в определенной степени предвестниками перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632-1704 гг.) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755гг.). Идея Дж. Локка о важности и необходимости разделения властей представлена в главном его труде «Два трактата о государственном правлении», а идея Монтескье о данной концепции и другие его политические воззрения -в основномом его произведении «О духе законов». Ш. Монтескье придал концепции разделения властей завершенный и стройный вид. И, в его интерпретации, эта
концепция получила свое закрепление во многих конституционных актах, немало из которых сохраняют свое действие и в настоящее время. Среди этих актов можно выделить два самых главных: Декларация независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 года и французская Декларация прав человека и вертикаль власти.По мнению Ш. Монтескье «проблема существования прав и свобод граждан и принцип разделения властей тесно связаны между собой.
Утверждение института прав и свобод, их гарантированность - это своеобразный внешний механизм, препятствующий чрезмерной концентрации власти, чреватой ее полным сосредоточением в руках одного лица или узкой группы лиц, которая бы правила по своему усмотрению, не считалась ни с правовыми предписаниями, ни с правами и свободами человека. Ответом на эту потребность в механизме, который бы препятствовал узурпации власти, стали концепция и конституционный
принцип разделения властей.Идея, сформирования Ш. Монтескье."В каждом государств есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского". «Первая власть, объясняет он, призвана создавать законы. Вторая ведает внешними
сношениями и обеспечивает безопасность. В силу третьей власти караются преступники и разрешаются столкновения между частными лицами. Эту власть можно иначе именовать - судебной».Ш. Монтескье говорит: «если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх
или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их».У доктрины разделения властей оказалась непростая судьба. Она получила широкое признание и поддержку со стороны самых прогрессивных сил, стала одним из главных постулатов демократической конституционно-правовой теории,нашла свое прямое отражение и закрепление в основных законах передовых государств мира.Но далеко не сразу даже записанные в основном
законе государства принципы реализуются на практике. История той же Франции, где родилась и восторжествовала эта теория, убедительно показывает на сколько сложен был пройденный путь. За два столетия, прошедшие после Великой французской революции, в стране сменились две империи, две цензовых монархии, пять республик, не считая всякого рода «переходных» и «временных» режимов.В современной правовой науке принцип разделения властей принято относить к
основам демократического конституционного строя. Это означает, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма. Конституционные положения относящиеся к высшим государственным органам и определяющие порядок их формирования, полномочий и сферу ведения,взаимоотношение между ними, должны
соответствовать главному принципу-конституции. Это вовсе не означает, что он обязательно упоминается в тексте основного закона. Этот принцип находит свое отражение в построении механизма осуществления власти.Реальность существования разделения властей подтверждается(или опровергается)практикой формирования и функционирования
последнего.Конкретное претворение в жизнь принципа разделения властей зависит от воздействия многочисленных факторов. Среди них можно отметить такие, как исторические особенности становления и эволюции государства, уровень социально-экономического развития, естесвенно-географические условия уществования, этно-национальный состав населения и многие
другие. От этно-национального фактора зависит претворение в жизнь принципа разделения властей. Так же можно выделить социально-экономический уровень развития общества. Еще одно важное значение имеет расстановка политических сил в стране. Практика показывает, что очень часто те или иные положения,зафиксированные в конституции, могут по-разному
трактоваться и применяться в зависимости от того, что собой представляет партийная система страны и какие именно политические партии находятся у власти.Так, например, во Франции по Конституции 1958 года исполнительная власть поделена между президентом республики и правительством. В этом случае, если большинство в нижние палате французского парламента Национальном Собрании - принадлежит партии президента, то именно он руководит
деятельностью правительства. Если же большинство в нижней палате имеют противники президента (оппозиции), то возможности осуществления им функций управления резко сужаются.В США президент избирается представителями своей парламентской партии,явяется главой исполнительной власти и обладает большими правами.Однако, и президент США вынужден подчиняться решениям Верховного Суда.
В нашей стране президент избирается всенародным голосованием, а исполнительная власть
(правительство) и судебная фактически подчиняется его администрации. Законодательна власть,-Дума и Совет федерации состоят в основном из представителей правящей партиии ""Единая Россия",занимающей в парламенте лидирующее место, позволяющее ей принимать законы, не считаясь с оппозицией.Среди губернаторов регионов, мэров городов и руководителей
местной администрации подавляющее большинство также принадлежит представителям партии ЕР.Таким образом, созданная в РФ вертикаль власти аналогична существовавшей в СССР властной номенлатуре руководителей КПСС, построенной по принципе пирамиды,во главе с очередным Вождем, культ личности которого всячески превозносился СМИ,и не подвергался никакой критике(правда до его кончины).Отличие заключается лишь в том, что в СССР за несменяемую власть голосовало 99%,+-1% избирателей, а за нынешнюю, с учетом явки,- от 30 до 40%.Правда, для видимости участия народа в деятельности власти(обсуждения законов, принимаемых думой и указов президента)была создана "Общественная Палата",но в её состве оппозиция была представлена лишь единицами и никакого существенного влияния на политику властей она не имела.
Рассмотрим к какому финалу привело страну правление большевиков и правление нынешней "вертикали власти".
За 74 года (1917-1991гг.) большевики создали в СССР политический строй, называемый "развитым социализмом".Он насчитывал 15 Союзных республик общей численностью (на Июль 1991г)свыше 293 млн.человек.Страна занимала территорию 22,4 млн км².По утвержению идеологов марксизма-ленинизма "Советский народ под руководством Коммунистической партии проложил всему миру столбовую дорогу к социализиу...Образовалась мировая социалистическая система охватывающая треть человечества и уверенно идущая к победе в экономическом соревновании с капитализмом"("История КПСС"изд.политической литературы.Москва 1973г.Стр.7).
Каков же был финал правления большевиков? Третий съезд народных депутатов СССР (12-15
марта 1990) был внеочередным. Главным итогом его работы стала отмена 6-й ст. Конституции СССР, декларирующей руководящую роль КПСС в обществе и учреждение поста президента СССР. Президентом СССР на съезде избран М.С.Горбачёв.Это открывало возможность для формирования легальной многопартийности в Советском Союзе.Вскоре была образована Коммунистическая партия РСФСР.Таким образом к 28-му съезду КПСС правящая партия пришла в состоянии раскола. Съезд не только не преодолел кризис в партии,но не предложил конкретной программы её пересторойки.
12.06.1990г.Съезд народных депутатов РСФСР провозгласил "государственный суверенитет РСФСР" и верховенство законов РСФСР над союзными. Хотя этот суверенитет еще и не понимался как расчленение единого государства, это нанесло по нему сильнейший удар. К лету 1991г.большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете.Попытка Горбачева сохранить Советский Союз путем подписане нового союзного договора,предоставлявшего союзным республикам большую свободу, была сорвана 19 августа 1991г.консервативными силами, которые объявили Горбачева недееспособным и ввели в Москву бронетехнику. Но путч провалился, благодаря массовому выступлению москвичей,когда к ним обратилось руководство РСФСР,осудившее действие ГКЧП как антиконституционный переворот.Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратизма союзных республик, большинство которых отказалось от подписания союзного договора.В декабре 1991г.лидеры России, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922г.(о создании СССР)и намерении создать сотружество Независимых государств(СНГ).Оно объединило первоначально 11 союзных республик (без Грузии и Прибалтики).Это решение было одобрено Верховным Советом и Компартией РСФСР.С уходом Президента СССР в отставку 26 декабря 1991г.СССР прекратил свое почти 70-тилетнее cуществование.Красный Советский флаг с серпом и молотом был спущен и заменен на Российский.Гимн СССР, начало которого:" Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь"и дальнейший его текст не отвечал исторической правде.Поэтому его переписали, сохранив музыку.Но народ, привыкший за годы
Советской власти к старому тексту, в своем большинстве не выучил новый, поэтому при его исполнении,люди просто открывали рты в такт музыки.Подведем итоги распада СССР.Территория страны уменьщилась с 22,4 млн км² до 17млн. а население уменьшилось на 49%.Союзные республики,-"братья навек",без особой скорби отделились от РФ.Распался военный блок,
созданный Варшавским договором,причем, почти все страны-участницы Варшавского договора впоследствии вступили в НАТО.Распался и СЭВ-Совет экономической взаимопомощи - межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949-1991 годах. Создана по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии.
"Мировая социалистическая система охватывающая треть человечества и уверенно идущая к победе в экономическом соревновании с капитализмом" также потерпела крах.Уровень жизни всех без исключения социалистических стран и стран народной демократи оказался существенно ниже передовых капитаитических стран (сравните ГДР И ФРГ,Северную и Южную Корею,Кубу, провалившиеся попытки создать социалистический строй в Испании, в африканских и латиноамериканских странах. Таким образом, "Вертикаль власти", осуществленная в СССР, и в странах народной демократии, оказалась полностью несостоятельной.
Рассмотрение итогов "Вертикали власти"в нашей стране почти за 15-илетний период правления будет рассмотрен в следующем послании.