"...Среди детей, отличающихся антисоциальным поведением, 85 процентов растут в семьях без отца. Они в 5 раз чаще совершают суицид; в 35 раз - сбегают из дома; в 20 раз чаще имеют проблемы с поведением; в 14 раз - совершают изнасилования; в 9 раз - бросают школу; в 10 раз - становятся наркоманами; в 20 раз чаще попадают в тюрьму. И все это вполне объяснимо и закономерно.
У матери-одиночки меньше времени (если она работает), меньше денег, меньше эмоциональных ресурсов на то, чтобы отдавать их своим детям. А в отдельных, далеко не единичных случаях и нет желания заниматься ими. Дети такой половинчатой семьи растут - не как цветы, а как сорняки в поле, лишенные материнской заботы и отцовского контроля, его материальной, моральной поддержки. Они остро переживают свою «ущербность», особенно в кругу сверстников, вырабатывая в себе не только защитно-оборонительные свойства, но и целый ряд комплексов.
Одни становятся замкнутыми и нелюдимыми, другие компенсируют «ущербность» агрессивностью, озлобленностью и вызывающим поведением. Такие дети, согласно статистике, хуже учатся, гораздо чаще сбиваются с пути, выбирая кривые дорожки, хуже адаптируются к нормальной взрослой жизни. У них меньше шансов получить полноценное образование, найти работу, создать хорошую семью.
[Spoiler (click to open)] Безотцовщина одинаково сказывается и на мальчиках, и на девочках. Бросая вызов своим матерям, не сумевшим или не пожелавшим обеспечить их полноценной семьей, такие дети, порой намеренно - в знак протеста, создают для матерей и школы дисциплинарные проблемы. Для девочек, ко всему прочему, еще и добавляется повышенный риск подростковой беременности. По данным Министерства здравоохранения и социальных служб США, девочки-подростки, живущие в неполных семьях, беременеют в 2,5 раза чаще других сверстниц. Нетрудно предугадать, чем все это чревато для общества в целом.
«Если вы росли без отца, то перспектива стать матерью-одиночкой не будет вас пугать или казаться ненормальной, - считает социолог Джефф Денч. - Поэтому традиция воспитывать детей самостоятельно передается по женской линии из поколения в поколение».
Рассказывая о семьях, где бабушка-одиночка растит внучку от дочери-одиночки, которая, в свою очередь уже не считает, что жить без отца хуже, чем с отцом, Денч пишет: «Так называемые расширенные женские семьи, состоящие из трех поколений, провоцируют развитие новой семейной субкультуры... Нельзя ожидать стремления к семейной жизни от людей, которых материально поощряют отказываться от брака»."