К стодвадцатилетию участия русских в "красном" эксперименте

Jan 28, 2024 21:45





Сто двадцать лет тому назад в Российской империи крестьяне начали аграрные бунты. В январю 1905 г. беспорядки перекинулись с села на город, затронули рабочих, а потом матросов и солдат, интеллигенцию. Интеллигенция предложила бунтовщикам к реализации "красный" проект. Суть его сводилась к захвату чужой собственности и распределения ее на равных началах между всеми. Это предложение было принято в октябре 1917 г. после того, как социал-демократы большевики и эсеры захватили власть в стране. Происходило это все в рамках  великорусской нации. .

Социально-экономическая сторона красного проекта и ход его реализации в стране в специальной литературе и публицистике описаны достаточно подробно. А вот то, как он воздействовал на русских рассказывается отрывочно и крайне непоследовательно. Между тем, русские до сих пор ощущают на себе очень сильные последствия влияния красного проекта.

В этой статье мы изложим нашу точку зрения на то, как между собой были связаны красный проект и воспроизводство русского этноса в течении столетия.

Великорусская нация



К началу ХХ века в Российской империи на базе великорусского народа сформировалась великорусская нация. Она была создана усилиями дворянства и нарождающейся буржуазии. Члены великорусской нации составляли две трети населения империи. Остальную часть населения составляли инородцы - этносы имевшие свои собственные религии, языки, культуру, традиции и обряды, символику, зачатки светских социальных институтов. Они находились на уровне социального развития племя, народность, народ.

Термин инородцы не носил тогда презрительного оттенка и означал людей иного этнического происхождения, чем русские. В узком смысле этого слова инородцами называли также этно-сословные общности находившиеся на стадии развития племя или народность.

Великороссы осуществляли силовой контроль над инородцами, реализовывали таким образом свою государствообразующую функцию. Она предполагала деятельность по защите страны от врагов, поддержание в ней внутреннего порядка, организацию экономической, социально и духовной жизни. Обеспечивала выполнение всех этих подфункций самодержавная политическая система.

Император относился ко всем подданным одинаково, инородцы имели свое самоуправление, сохраняли возможности для воспроизводства этнической идентичности. Элиты  инородцев допускались в состав правящего дворянского сословия. Для облегчения управления страна была разбита на губернии и уезды, население которых имело равные права.

Самодержавие в целом поддерживало процесс национального строительства великороссов. Однако оно шло на территориальную экспансию, стремясь обезопасить рубежи страны от угроз, исходивших от геополитических конкурентов. В результате этого в составе империи оказалось слишком большого числа инородцев: закавказцев, северокавказцев, финнов, поляков, среднеазиатов. Многие из них  претендовали на самостоятельное развитие и не хотели входить в состав великорусской нации. Возникали этнические конфликты, зачастую перераставшие в восстания. Восстания самодерждавием подавлялись.

В это время в рамках великорусской нации обострились социальные противоречия между дворянами и крестьянами из-за земли, между капиталистами и наемными рабочими из-за заработной платы и продолжительности рабочего дня.

Еще в ходе революции 1905 г трудящиеся классы добились улучшения своего материального положения, а буржуазия получила право на представительство в Государственной Думе. В ходе Февральского переворота 1917 г. буржуазия  разрушила самодержавную политическую систему, созданную дворянами и взяла власть в свои руки. Однако создать свою собственную политическую систему буржуазия не смогла и была отстранена от власти в ходе Октябрьского переворота 1917 г. Власть перешла в руки разночинцев, а затем социалистов-большевиков, которые представляли интересы трудящихся классов.

Красный проект и низведение великорусской нации до русского народа

Большевики развернули гражданскую войну против буржуазии и дворянства и победили в ней. Победу в этой войне им удалось одержать потому, что большевики пошли на союз с инородцами, которым пообещали возможность на самостоятельное развитие в рамках Российской республика. Страна из унитарной стала федеративной.

Для выполнения своих обещаний большевики пошли на создание автономий для наиболее крупных инородческих этносов, наделив их статусом титульных. Этот статус позволил инородцам присваивать материальные блага и социальные статусы сначала у великорусских дворян и буржуазии, а затем и у всех членов великорусской нации на подконтрольных им территориях.

Сама великорусская нация оказалась разделенной на части, поскольку от нее были отделены малороссы и белорусы, многие малые народы, которые давно приняли православие и русскую светскую культуру, говорили на русском языке. Великороссы также лишились государствообразующего статуса - их своим национально-государственным образованием не наделили. Главное же великороссы лишились своих элит, которые бы могли помочь массам организоваться - часть из них была уничтожена в гражданской войне, часть принуждена к эмиграции, часть подавлена. Под удар попали не только дворяне и буржуазия, но и православное священство, светская интеллигенция.

Великорусские социальные инструменты и институты были разрушены и на их месте большевики стали создавать новые, которые бы позволяли им строить нацию, которая впоследствии стала называться советской.

В результате великорусская нация была низведена до уровня социального развития народ и большевики стали использовать его для строительства советской нации, наряду с другими российскими народами, народностями и племенами.

Советская нация имела иерархическую структуру. На вершине этой структуры находилась большевистская номенклатура, которая позиционировала себя безнациональной(интернациональной). Ниже номенклатуры находились крупные и развитые титульные народы, получившие союзно-республиканский статус, ниже их менее крупные и развитые народы, получившие автономно-республиканский статус, затем шли мелкие народы и народности с автономно-областным и племена с автономно-окружным статусом. В основании иерархии находился русский народ, который не имел своего государственно-национального образования, не получил статус титульного.

В зависимости от места в этнической иерархии этносы получали доступ к государственным должностям, местам в социальных институтах, распоряжались большим или меньшим объемом финансовых ресурсов, наделялись символикой в форме герба, гимна, флага, гражданства, конституции. Русский народ, поскольку он находился на низшей ступени этнической иерархии, основной части реальных и символических средств национального развития был лишен.

Политика большевиков по построению этнической иерархии получила название коренизация. В ходе ее формировались и продвигались во власть элиты титульных этносов, создавались их социальные инструменты и институты. Великороссы сгонялись с высоких политических и социальных постов, закрывались православные храмы и монастыри, менялось на интернационалистское содержание обучения в русских школах и университетах, соответственным образом менялось содержание газет, журналов, книг, а то и просто ликвидировались русские социальные  институты.

Данная, дискриминационная по отношению к русскому народу этническая система держалась только потому, что большевики осуществляли красный проект. Суть его заключалась в  национализации средств производства у буржуазии и дворянства, направлении фонда их личного потребления на нужды накопления общественных капиталов. Все члены общества при этом превращались в наемных работников. Тем самым ликвидировалась материальна основа для классовых конфликтов и создавались предпосылки для формирования  бесклассового - коммунистического общества, как его определяли большевики. Установление социальной справедливости рассматривалось русскими, как более важная вещь, чем их равенство в отношении с другими этносами.

На деле вышло так, что большевики построили феодальный социализм. Рабочие и крестьяне были лишены личной свободы и превратились в сословия, наделенные малым объемом прав и большими обязанностями. Они были прикреплены к профессии, месту работы, месту жительства, их труд, потребление и образ жизни  жестко регламентировались государством. В сословие работников духовного труда превратили также интеллигенцию. Сами большевики  трансформировались в номенклатурное сословие, которое управляло рабочими, крестьянами и интеллигенцией, но не владело средствами производства и жило на заработную плату, несло большой объем обязанностей, за исполнение которых отвечало не только свободой, но и головой.

Сословия, как и этносы, находились в иерархическом отношении друг по отношению к другу: номенклатура - наверху социальной лестницы, ниже ее пролетарии, затем интеллигенция, потом шли кооперированные крестьяне, за ними не кооперированные крестьяне, кустари ремесленники и, наконец, в самом низу, бесправное сословие заключенных и ссыльных.

Переход к сословной структуре общества позволил ослабить классовые противоречия в обществе. Произошло это посредством применения внеэкономического принуждения, которое было неотъемлемой составной частью красной модели организации социально-экономической жизни.  Без него начиналось разложение сословий и образование классов. Наибольшую опасность для красного проекта представляло превращение номенклатуры в самостоятельный класс путем присвоения общественных капиталов и доходов от них.

Сословная структура общества требовала жесткого централизованного государственного управления, которое бы обеспечивало всем права и следило за выполнением обязанностей. Это управление осуществляло новое служилой дворянство - номенклатура. Во главе номенклатуры стоял глава большевистской партии - вождь. До тех пор, пока он не передавал власть по наследству он не превращался в самодержца. Роль вождя первое время исполнял В. Ленин, затем его место занял И. Сталин.

Как полагали большевики, скорость строительства советской нации будет много выше скорости построения инородцами своих народов, и они будут в конце концов ассимилированы. В коммунистической доктрине это положение звучало, как стирание национальных различий по мере построения коммунистического общества. В этом стирании различий между отдельными народами, народностями и племенами заключалась суть проекта советская нация. Такого рода политика называлась большевиками интернационализмом.

Большевики одновременно строили и советскую нацию и советскую цивилизацию - объединение самостоятельных наций и их государств вокруг коммунистических идей. Эта двойственность не всегда ими понималась. Поэтому государство советской нации СССР было создано на принципах конфедерации, с сохранением возможности выхода из него отдельных наций, как ядро всемирной республики советов.  Расширение территории СССР перед второй мировой войной шло на основе объединения соседних народов с их ядрами уже входившими в состав советской нации. После войны был образована советская цивилизация из самостоятельных наций, имевших свою государственность - система социалистических стран.

Три составные части большевистских элит и русский вопрос

Сразу же после революции большевики разделились на три основные группировки, каждая из которых имела свое видение красного социально-экономического проекта и проекта строительства советской нации: большевики-интернационалисты, национал-большевики и национал-коммунисты.

Интернационалисты хотели проводить общественные преобразования исключительно с помощью насилия, в том числе в отношении не только великорусской нации, но и русского народа. Себя они видели в роли правящего сословия и стремились конституироваться в класс. В лидеры интернационалистов выдвинулся Л. Троцкий, поэтому группировку именовали троцкистами. В. Ленин по своим установкам был интернационалистом, как и его ближайшие соратники - "ленинская гвардия".

Национал-большевики считали, что помимо насилия надо учитывать социально-экономические интересы трудящихся классов. Они поддерживали подавление и расчленение великорусской нации, но считали, что русский народ можно использовать в деле строительства советской нации. Себя они видели служилым сословием и препятствовали попыткам отдельных членов номенклатуры обогатиться, получить какие-то социальные привилегии. По имени их руководителя группировка называлась сталинистами.

Национал-коммунисты представляли интересы титульных народов различных национально-государственных образований. Они пользовались материальными и социальными благами, перераспределяемыми от русского народа и за это соглашались исповедовать коммунистическую веру и участвовать в строительстве советской нации. Однако реально их  интересовали возможности превращения своих народов в самостоятельные нации.

Возникла и русская национал-коммунистическая группировка. Ее руководители пытались в какой-то степени защищать интересы русского народа, однако делать это было сложно, поскольку в РСФСР после образования СССР была распущена Российская республиканская компартия, ликвидированы многих  русские социальные инструменты и  институты.

Первое время власть находилась в руках интернационал-большевистской  группировки. Она вела линию на уничтожение великорусских элит, расчленение и подавление великорусской нации, проводила коренизацию. Она провела насильственную коллективизацию, что привело к гибели значительной части русских, украинских и белорусских крестьян и казаков. Однако троцкисты не смогли обеспечить индустриализацию страны из-за того, что владели только методами внеэкономического принуждения.

В ходе массовых чисток середины 30-х гг национал-большевики отстранили интернационалистов и национал-коммунистов от власти. Это позволило им успешно провести накопление капиталов в промышленности, завершить кооперирование крестьянских хозяйств и поставить им машинную технику, совершить культурную революцию.

Коренизация при этом была прекращена. Национал-большевики стали в большей степени опираться на русские номенклатурные кадры. В пропаганде появились великорусские герои, совершавшие патриотические поступки. Была осуществлена экспансия на территории, которые отпали в годы гражданской войны от Российской империи. Этносы имевшие материнские государства за границами СССР подверглись репрессиям. Это была своеобразная политика консолидации советской нации.

Война стала серьезным испытанием прочности красного проекта и советской нации. Красный проект эти испытания с честью вынес. Но значительная часть только что присоединенных к советской нации "западных" народов и часть "северокавказских"(включая крымских татар, калмыков) народов перешла на сторону немцев и с оружием в руках стала защищать их интересы, приняли участие в геноциде советского гражданского населения.

Национал-большевики приняли решение наказать упомянутые народы, которые были определены, как предатели. "Северокавказские" народы были лишены своих, относительно высоких, социальных статусов и рассеяны по территории других республик. Их государственные образования  ликвидировали, а территории проживания передали другим народам.  "Западные" народы, точнее те их члены, которые воевали на стороне немцев или участвовали в геноциде советских людей во время войны, вели боевые действия против советской власти после войны("лесные братья") и поддерживающее их гражданское население были преданы суду или выселены в другие республики и рассеяны там. Государственности эти народы не были лишены.

Русский народ вынес на себе основные тяготы войны. Однако его социальный статус внутри советской нации не был изменен. Все обошлось признанием важности русских в войне на уровне текущей пропагандистской работы, некоторым облегчением положения РПЦ, обращением к образцам патриотического поведения народа в русской истории. Попытки русских военачальников и русских национал-коммунистов добиться хотя бы выравнивания статуса русских с другими народами были силовым образом пресечены. Национал-большевики опасались, что повышение статуса русского народа лишит их возможности материально и социально поддерживать другие народы и вызовет крах советской нации.

Накопление капиталов и повышение роли работников в процессе производства поставили вопрос о расширении их личной свободы. Номенклатура также хотела освободиться от лежавших на ней тяжелых обязанностей. Система диктата вождя после смерти И. Сталина была отвергнута.

В стране начался демонтаж сословной системы. На свободу выпустили большую массу заключенных и освободили ссыльных, на производстве отказались от уголовных наказаний за нарушение трудовой дисциплины, работники получили возможность менять работу и место жительства. Был взят курс на повышение уровня материального благосостояния масс. Политические репрессии практически прекратились, аппарат их проведения ослабили. Интеллигенция получила известную свободу в своей творческой деятельности.

Номенклатура стала управлять массами коллективно, согласовывая интересы различных внутренних группировок. Это привело к возрастанию роли интернационалистов и национал-коммунистов из числа инородцев. Для этого  репрессированные "западные" и "северокавказские" народы были амнистированы, последним вернули статус титульных и свои национально-государственные образования.

Однако от системы этнической иерархии при этом не отказались. Русский народ так и остался на ее нижних ступенях и в социальном, и в материальном отношении.

Номенклатурное сословие сохранилось, но вышло из-под контроля масс простых членов партии, не говоря уже о контроле со стороны масс населении. Получив свободу, номенклатура занялась укреплением своих социальных и материальных позиций.

Консенсус партийных группировок устранил механизм конкуренции и породил состояние, которое публицисты впоследствии определили, как  "застой". В экономике номенклатура отказалась от механизмов принуждения к труду, но не выстроила систему материального стимулирования работников. Произошло накопление общественных капиталов, но они использовались неэффективно из-за отсутствия конкуренции, которую мог запустить только допуск известного развития частных капиталов. Рынок парализовали министерства, представлявшие собой в экономическом плане отраслевые монополии.

Коммунистическая идеология приобретает в этот период догматический характер. Всякое упоминания о русских из образовательного процесса  изымается, зато титульные народы получают все возможности передавать детям свою историческую память и свои этнические ценности. Книгоиздание и библиотечное дело, периодические издания в центре продолжают выполнять функции формирования советской нации. В союзных и автономных республиках национал-коммунисты получают возможность издавать книги и периодику на титульных языках, с содержанием имеющим значительную этническую компоненту. Советский кинематограф, радио и телевидение остаются под жестким контролем коммунистов и продолжают выполнять функции формирования советского человека. Театры, музеи, картинные галереи, филармонии в национальных республиках распространяют художественные образы, связанные с этнической мифологией.

Во времена "застоя", под воздействием эффективных социальных институтов  очень значительная часть русского, украинского и белорусского народов успешно советизировалась. Прибалтийские, закавказские, северокавказские и среднеазиатские народы продолжили развиваться на своей собственной этнической основе.

Внутри многих союзных республик и национальных автономий после отказа от сословной структуры общества подспудно стало идти формирование класса буржуазии. Он сращивался с национал-коммунистической номенклатурой. Центральное руководство партии эти процессы не пресекало, боясь нарушить хрупкое этническое равновесие в стране. Да и механизмов наказания элит титульных народов уже не существовало. Они могли поднять на свою защиту массы.

Перестройка и предательство большевиками красного проекта

В середине 80-х гг компартия начала политику перестройки, которая должна была решить проблему низкой эффективности производства в государственном секторе экономики и преодолеть застой в политической сфере. В ходе перестройки на первое место в партии выдвинулась интернационалистская группировка, которая ставила перед собой задачу присвоения государственного имущества в частную собственность, превращения в буржуазию и обращения основной массы советских людей в наемных работников.

Возглавил эту троцкистскую группировку М. Горбачева на союзном уровне и Б. Ельцина на уровне РСФСР. Они приняли имя демократов.  Демократы опирались на национал-коммунистов, которые объявили о суверенитете подконтрольных им союзных и автономных республик и приступили к строительству собственных наций. Они взяли имя национал-демократы.

Российские демократы взяли курс на выход из состава СССР еще в июне 1990 г., объявив о суверенитете республики. Декларацию о суверенитете поддержали практически все депутаты избранного в республике Съезда. Массы русского народа поддержали это решение, поскольку надеялись на то, что оно положит конец проводимой в отношении его дискриминации. Собственной элиты, даже национал-коммунистической, у русских не было и они не понимали последствий этого шага. А именно он привел через полтора года к распаду СССР.

Попытка высшей группировки национал-большевиков сохранить красный проект и советскую нацию путем организации ГКЧП провалилась. Крайне ослабленный советизацией русский народ не выступил на защиту своего государства, как он поступил в годы Великой Отечественной войны. Для этого была необходима воля русской элиты, а в стране не было даже  русской национал-коммунистической группировки.

В декабре 1991 г. СССР распался на пятнадцать независимых республик. При образовании Российской республики в ней осталось основное ядро русских, но четверть русских оказалась в других республиках. Русские вновь оказались разделенным народ, только уже разделенным не административными, а государственными границами. В новых государствах русские подверглись еще большей дискриминации, их пытались ассимилировать, а где-то вытеснить за границу.

В РСФСР, которую переименовали в Российскую Федерацию, русские тоже оказались в эксплуатируемом и дискриминируемом положении. Пагубное влияние красного проекта на их положение не завершилось. Однако это тема следующей статьи.

#russia, #discriminacija, #bolsheviki, #velikorossi, #ussr, #russkie, #krasniiproekt

Previous post Next post
Up