Приходилось спорить в интернете с альтернативщиками по поводу некоторых символов на археологических памятниках доиспанской Мексики. Одним из них был некий пламевидный росток или завиток, исходящий из фигурок, закреплённых на головных уборах тольтеков и майя. Аналогичное явление присуще и божествам майя, чакам, у которых он исходит из иероглифа или глаза на их лбах. Данный спор происходил на историческом форуме Новый Геродот, до того как он сдулся на нет стараниями самих админов.
Вторым объектом внимания стали атланты, стоящие на пирамиде Б в тольтекском городе Тула или Толлан-Шикокотитлан в штате Идальго. Эта пирамида также получила название Пирамида Тлауискальпантекутли, бога, представляющего Утреннюю Звезду, Венеру. Он же является ипостасью Кетцалькоатля. Сооружение относится к постклассическому периоду (800-1521 гг.).
В образе этих тольтекских воинов наибольший альтернативный ажиотаж вызывают копьеметалки атлатли в их правых руках. Но эта тема уже настолько изжёвана и настолько убедительно показала полную невменяемость альтернативной публики, что снова касаться её нет никакого смысла.
А вот предметы в левых руках, думаю, будет небезынтересно рассмотреть. Хотя любой непредвзятый взгляд обнаруживает там какое-то украшение с длинными лентами, из которых выглядывает рука, держащая длинный изогнутый предмет и округлый предмет, покрытый орнаментом. Ещё ниже из-под лент выглядывает ряд наконечников дротиков. Как они удерживаются, непонятно, при том, что рука уже занята.
Вид на атлантов и столбы на Пирамиде Тлауискальпантекутли (далее для краткости будет использоваться только имя Кетцалькоатль)
Теперь опишем более подробно. Если правая рука от верхней части плеча до локтя показана полностью обнажённой (понять это помогает тонировка в красноватым цветом), то на левой всё гораздо сложнее. Вообще, оба надплечья покрывает, оформленное какими-то овалами оплечье, завязанное на спине бантом. На нём спереди висит украшение в форме бабочки.
Верхняя часть предплечья частично обнажена, а посередине его имеется перевязь со стрельчатым элементом, достигающим надплечья. (О них будет позже.) Правее стрельчатого предмета видны две полосы и ещё одна, частично прикрытая стрельчатым предметом.
Ниже приведён рельеф на столбе с той же пирамиды. Здесь прямо из-за стрельчатого предмета выглядывает пара концов древков дротиков (тлакочтли, тлацонтекли). На полную высоту они тут не показаны, так как скрыты пером головного убора.
Рельеф на колонне Пирамиды Кетцалькоатля
Обращаю внимание, что именно на головном уборе этого воина закреплена фигурка, держащая камнерез с факелом альтернативщиков, о чём упоминалось в самом начале.
Но тут есть отличия. У атлантов имеется по четыре древка, что видно выше. А поднимаются они почти вровень с верхним обрезом перьев головного убора. Кстати, с правой стороны такого нет. Попалась реконструкция какого-то художника, который представил эти концы древков в виде дополнительного пучка перьев, прикреплённого сбоку к основному венцу. Это нельзя принять всерьёз, так как можно сравнить длину дротиков у атлантов с другими изображениями. Так вот, их общая длина - выше головы и чуть ниже колена - точно соответствует стандартам.
Повязка в средней части предплечья имеет треугольные отверстия, через которые просматривается тело. От нижней части повязки - это чуть выше локтя - спускаются вниз ленты, несколько ниже колен. Подобные украшения из лент можно увидеть на одном из рельефов.
Настенный рельеф из Нижнего Храма Ягуара в Чичен-Ице (внутренняя стена, регистры D и E)
Они есть у третьих слева фигур в верхнем и нижнем рядах. Они имеют отличия от тех, что на статуях. Ленты вверху дополнены, видимо, погремушками с хвостов гремучих змей. Они есть как на нижних концах лент, так и произвольно по всей их поверхности. Хотя в последнем случае там могли быть просто ленты разной длинны. Ленты также могли проходить насквозь через погремушки. Внизу ленты без такого дополнения, но они состоят из мелких секций. Похоже на то, что они выполнены кручёными. Наподобие горизонтальных разделительных линий на рельефе. Здесь же можно прикинуть длину дротиков.
Далее переходим к таинственным предметам, которые, собственно, сжимают в руках персонажи в виде статуй. Подобные элементы присутствуют также на колоннах и рельефах с тольтекскими воинами. Изображён предмет так, что создаётся впечатление какого-то гибкого пучка. Но это вовсе не так, что и будет однозначно показано.
Следует сказать, что чётко осветил этот вопрос американист и майянист Дмитрий Беляев в своём Живом Журнале, просто выложив очень говорящую иллюстрацию:
https://maoist.livejournal.com/8072.html?ysclid=m62dwx35gg154805630.
Рельефы из Чичен-Ицы
Там однозначно читаются изогнутые дубинки (. Их деревянность подчёркивает продольная разлиновка. Кроме того, не все такие дубинки оканчиваются аккуратным закруглением. Есть зазубренные концы и с вмятинами. Такой их вид можно объяснить износом, то есть повреждениями ударной части. Можно даже найти какие-то аналоги такому оружию. Это метательные дубинки у индейцев Юго-Запада США. А ведь возможно, что именно из тех мест и приходили в Центральную Мексику различные кочевники чичимеки (дословно, происходящие от собаки), позже окультурившиеся до неузнаваемости.
Представленные рельефы нас ещё должны заинтересовать наличием каких-то сумок, подвешенных на запястье руки, держащей дубинку. Они довольно объёмны и вряд ли предназначены для копала или, скажем, для семян. Скорее - для добычи или даже для отрубленной головы. Намёк на последнее мы увидим позже.
А теперь следующее изображение. Это стела из Толлана.
Стела из Толлана. Музей имени археолога Хорхе Руффьера Акосты, Тула
Этот воин интересен тем, что помимо дубинки можно рассмотреть несколько новых деталей. Вся его левая рука прикрыта обвязками, от которых в обе стороны отходят ленты. Такие обвязки, которые, видимо, не только декоративные, но и защитные, можно увидеть и на некоторых предыдущих изображениях. Но там они без лент. А вот за ней поднимается ряд предметов: уже известный стрельчатый; далее какое-то остриё, скорее это копьё; потом поднимается некий штандарт, украшенный бантами (этот воин вообще весь в бантах); завершает ряд или оперённый конец дротика, или просто пара дротиков.
Следующий, теперь ацтекский, рельеф с Камня воинов, происходящий из центра Теночтитлана, интересен рядом новых деталей.
Камень воинов. Национальный музей антропологии Мексики
Здесь первый воин в левой руке держит штандарт, но уже другой конструкции. Он набран из перьев. Обратим внимание, что он упирается в какое-то существо, похожее на змейку. Хотя похожим образом в мексиканской иконографии изображают что-нибудь истекающее, например, кровь, но что может течь из древка штандарта? Ниже ещё обратимся к этому предмету. Другой воин в левой руке держит три дротика.
У обоих руки имеют повязки со спускающимися лентами. У первого ленты, видимо, оканчиваются перьями. Примечательной для нашей темы деталью является выступ в верхней части повязки первого воина, возможно, защитный. Это напоминает стрельчатую деталь в костюме разбираемых атлантов. У второго воина от руки вертикально тоже что-то отходит, но повреждение камня не позволяет его определить.
Заодно обратим внимание на правую руку первого воина. Он прижимает к себе единственный оперённый дротик с крупным наконечником. А копьеметалку держит всего лишь одним указательным пальцем. Хотя можно допустить, что имелись в виду два пальца, но посредством одного отверстия на рукоятке. Вариант с одним отверстием можно найти на скульптурах и в рисунках, но неясно, насколько он отражает действительность.
Перейдём к двум статуям из Музея антропологии в Мехико. Это две фигуры из комплекса, состоящего из пяти подобных. Они не очень большие, но выполняли функцию атлантов.
Атланты. Национальный музей антропологии Мексики
Первая фигура держит традиционные дротики и дубинку. Из обвязки руки выглядывает стрельчатый предмет. Более интересна вторая фигура. Это единственное в комплекте изображение женщины. Причём вооружена она, как воин. Видимо, это богиня Шочикецаль или Чичикецаль (Цветочное перо). Так как одной из её многочисленных функций было покровительство ткачеству, то её иногда изображают с характерной дощечкой. Это деталь привязного ткацкого станка. Он также портативный узконавойный горизонтальный наспинный ткацкий станок. В нём один конец нитей основы крепится к поясу ткачихи или за спину, второй - к неподвижной опоре. У нас эта дощечка называется бральница, нож-бральница, нож-било, колотушка.
Ниже изображение сделанное в 1540-х годах братом Бернардино де Саагуном в кодексе, который получил название Флорентийский.
Шочикецаль. Флорентийский кодекс
Необычно тут то, что похожий предмет или предметы там находятся под обвязкой и в руке. У них одинаковое характерное оформление диагональными срезами. Но эти два предмета изображены так, что они не могут составлять одно целое. Тогда возникает вопрос и по другим статуям комплекта: вдруг и на мужских фигурах показанные стрельчатые детали составляют с дубинками одно целое? Загадка… Можно выдвинуть предположение, что скульптор сознательно делал подобные невозможные фигуры или же просто не понимал свои ошибки.
Хотя чему тут удивляться? Ведь у туланских атлантов дротики, поднимаясь выше головы, тоже каким-то образом проходят через плечевой сустав. Выше на этом факте не было заострено внимание, но новый пример с другого памятника позволяет утверждать, то это такое было обычным приёмом.
Теперь заострим внимание на изображения, которые занимают секции на столбе, что выше и ниже воина. Там явно змеиная голова с большими треугольными зубами.
Рельеф на колонне Пирамиды Кетцалькоатля
Тут вспоминаем аналогичные треугольники на локтевой повязке атланта. Думаю, в этом есть явная манифестация принадлежности подобных воинов к культу Кетцалькоатля. Хотя это может быть мифологическое морское чудовище или кайман Сипактли (Сивангор). Или же чудовище из похожего мифа - Тлалтекутли (Чудовище Земли). Возможно, здесь он как календарный символ, так как его название в календаре ацтеков Тональпоуалли совпадает с названием первого дня цикла.
Снова рельефное изображение. Оно с находится на боковой стороне каменного диска, камня для жертв гладиаторских боёв темалакатль Мотекусомы I. Найден в центре Теночтитлана. Такие изображения опоясывают камень кругом. Они различаются в деталях, но все показывают пленение одного воина другим, а именно правителем ацтеков. Есть ещё один подобный предмет, камень Тисока. Там то же самое с различиями в деталях.
Изображение на боковой стороне жертвенного камня
Выбрал именно этот рельеф, так как здесь имеется отрубленная голова или череп, видимо, висящий на запястье. Вспомним мешки в руках других воинов. Кстати, есть подозрение, что и в этом случае второй воин похож на женщину. А копьеметалка у неё имеет одно отверстие под два пальца. Так изображены копьеметалки и у других пленяемых воинов (не знаю, у всех ли), но там уже мужчины.
И ещё напомню змейку на другом изображении. Здесь она тоже присутствует. Но теперь она изображена под ногой персонажа, у которого отсутствует одна ступня. Теперь ясно, что здесь правитель представлен в образе Тескатлипоки, а змейка может быть морским чудовищем Сипактли. (Миф пересказывать не буду, чтобы не перегружать тему.) Хотя напрашивается ещё вариант, который подтверждают рисунки из кодексов. На них более простыми завитками изображается кровь (эстли) из ампутированной конечности этого божества. Ну не знаю…
Продолжая исследование стрельчатого предмета, обратимся к образу Тлалока. Хотя в данном случае видно, что это не само божество, какой-то худой молодой человек представляет Тлалока.
Антропологический музей Халапы, Веракруз, Мексика
Эта скульптура нам важна по причине такого однозначного изображения интересующей нас детали. Понятно, что это щитки (из кожи или из коры), видимо, имеющие защитную функцию (хотя не факт). И тут их много: на плечах, на запястьях, на коленях.
Чтобы показать распространённость этой детали, выложу ещё одну скульптуру, тоже из Веракруза.
Художественный музей Портленда, Орегон, США
Здесь щитки тоже имеются, хотя размером совсем небольшие. На этом вроде бы вопрос с щитками можно закрыть, но не так всё просто…
Снова трофейные головы. Два фрагмента рельефов с Цомпантли (стены черепов) в Чичен-Ице. А точнее, с большого выступа на фасаде этой платформы.
Цомпантли, Чичен-Ица
Цомпантли, Чичен-Ица
А этот воин сам имеет признаки скелета.
Следующие изображения находятся в музее Тулы.
Рельеф из Толлана
Рельеф на этой секции колонны интересен формой дубинки. Хотя с подобными тремя углами уже были, но тут наглядней. Хорошо просматривается и стрельчатый предмет на плече.
Рельеф из Толлана
А здесь просто интересен хват дубинки в руке. Очень грубо, но выразительно.
Раскрашенный рельеф из Толлана
Дубинка крючковатой формы.
Крючковатые дубинки появляются часто на изображениях в кодексах, в том числе и как атрибут Кетцалькоатля. Данное изображение находится во Флорентийском кодексе.
Оружие Кетцалькоатля. Флорентийский кодекс
Эта дубинка ещё оснащена каменным клинком. Название такого типа - уицауки.
Оружие Кетцалькоатля в кодексе Рамиреса или Товара, неясно
Добавим вырезки из изображений в кодексе Борджиа, созданного миштеками в классический - постклассический период (200-800 гг. - 800-1521 гг.).
Кодекс Борджиа, стр. 56
Дубинка в руке Кетцалькоатля. Как она напоминает прикладные дубинки из Северной Америки.
Кодекс Борджиа
А эту держит в руке бог Тепозтекатль.
Осталось показать, что эти дубинки не просто носили, но и использовали в сражениях. В этом поможет фрагмент с фрески из Храма воинов в Чичен-Ице
Фреска из Храма воинов. Чичен-Ица
Кстати, на квадратных колоннах, расположенных у подножия этой пирамиды, также имеются рельефы воинов, со всеми интересующими нас деталями. Но отсутствие качественных их снимков не позволило привлечь их тоже.
На этом с дубинками закончено, а вот к щиткам в последний раз возвратимся. Возьмём, например, фрагмент с щитком с уже выкладывавшейся колонны, что на Пирамиде Кетцалькоатля.
На этом примере видно, что не все, но многие из них имеют в нижней части какую-то прямоугольную или заострённую фигуру. А это напоминает крепление каменного орудия на древке или ручке. И похожие примеры можно найти для дротиков или копий. Поэтому я предложил бы ещё один вариант интерпретации этого предмета. Возможно, это каменный нож (текпатль), который тольтеки, ацтеки и прочие, за неимением ножен, могли вставлять рукояткой за наручную защиту. Отмечу, что рукоятки у таких ножей, судя по картинкам в кодексах, могли быть и довольно длинными.
Некоторое гипотетическое подтверждение вероятности такого можно увидеть на прикладываемой картинке из миштекского кодекса Коспи.
Кодекс Коспи, стр. 10
Здесь бог Венеры Тлауискальпантекутли, изображённый дважды, имеет каменные ножи, которые выглядывают (в прямом смысле) с его правых плеч. Непонятно, почему с правых, ведь в таком варианте нож можно достать только левой рукой. Эта версия входит в противоречие с щитковой, поэтому ни в коем случае не настаиваю на ней.
А вот и они сами.
Клинки ножей ацтеков (1325-1521 гг.), белый и коричневый кварц, обсидиан. Музей Темпло Майор, Мехико
Это текпатли, ножи для жертвоприношений, а также оружие ближнего боя воинов-ягуаров.
Теперь из всех деталей левых рук атлантов неразобранным остался какой-то округлый, покрытый орнаментом, предмет. Мы уже знаем, как на запястье подвешивались мешочки или отрубленные головы. На картинке выше мешочки копальшикипильи (видимо, из кожи) тоже присутствуют, но у божества там должна быть смола копал (копалли) или бобы какао. Вероятно, для атлантов подразумевалось то же, но изображены явно жёсткие сосуды: керамические, из тыквы или из дерева. А надо отметить, что существовали ритуальные сосуды каушикальи («сосуд орла» или «сосуд из дерева»), в который помещались сердца жертв.
Теперь о символике всего этого нагромождения. Это же не могло быть снаряжением реальных воинов. Или могло? Но символика в этом просматривается. Это всё очень похоже на мексиканский символ войны - яойотль. Нам поможет то, что его часто изображают в виде отдельной композиции.
На всех квадратных столбах пирамиды Б нижние или, наоборот, верхние регистры занимают именно яойотли. Причём сверху и снизу их обрамляют головы зубастого чудовища.
Рассмотрим состав этих композиций. Во-первых, видны пять оперённых дротиков. На их фоне заметен всё тот же стрельчатый предмет. Если это не нож, то зачем бы ему быть среди оружия? По обе стороны от него выглядывают изогнутая дубинка и не очень чётко изображённая копьеметалка. Два последних могут меняться местами. Я также встречал вариант, когда вместо копьеметалки была ещё одна дубинка.
Далее. Между этими видами оружия и сосудом (подразумевается, что он к чему-то подвешен, так как имеет верёвочки) имеются три больших банта. Видимо, обвязка за ними и удерживает весь арсенал. По бокам видны, отходящие от уровня ножа, видимо, скрученные ленты, оканчивающиеся перьями. От дна сосуда также спускаются три или четыре ленты.
Сравним это с тем, как изображали яойотль миштеки на рисунках в кодексе Борджиа.
Яойотль, кодекс Борджиа, стр. 5
Яойотль, кодекс Борджиа, стр. 8
Как видим, оба изображения несколько отличаются между собой. Ещё больше отличий с изображениями на камне. В первом варианте оружие ограничено только дротиками, которые скрепляет обвязка с бантом. В центре помещён головной убор с перьями. Менее вероятно, что это сосуд для жертвоприношений (надо ещё разбираться). Похожий на подвеску элемент в количестве шесть и четыре - это шочитль (ксопитл), цветок. Во втором варианте имеется ещё копьё (тепостопилли).
В заключение скажу, что подмеченное сходство между набором предметов в левых руках атлантов и символом яойотль вовсе не свидетельствует о их идентичности. Но какое-то сходство всё же имеется. А уж что там думали древние, это вопрос.