Сервисы Yota

Jun 04, 2009 17:12

Уже несколько дней у меня HTC MAX 4G, подключенный к Yota. Есть предварительное заключение, надо, будет, конечно еще поразбираться. По большей части я в своих предположениях оказался прав, и, с другой строны, увидел слабые стороны такого подхода и потенциальные угрозы для Yota. Начну издалека - в чем то уточняя предыдущую статью.

Ошибка большинства авторов, кто делает обзоры Yota и их HTC MAX-а, состоит в том, что они относятся к Yota просто как к интернет-провайдеру, а к коммуникатору - просто как к очередному коммуникатору с WinMobile. Yota сравнивается либо с мобильными сетями, либо с традиционными провайдерами. HTC MAX - с другими коммуникаторами.

Они не видят за деревьями леса. Их даже не наталкивает на мысли "в сторону" факт, что HTC MAX специально разработан для того, чтобы работать в сервисах Yota. Думаете, йота хочет конкурировать на рынке коммуникаторов? Нет конечно, это не ее бизнес. А тогда зачем? А затем, что это необходимый составной элемент сервисов Yota, так же, например, как цифровая телевизионная приставка необходима оператору цифрового или спутникового ТВ.

Никому в голову, например, не приходит рассматривать приставки Amino отдельно от сервиса StreamTV, ибо они сами по себе нахрен не нужны. А вот в случае с HTC MAX людей сбивает с толку, во-первых, что это все-таки казалось бы хорошо знакомый им коммуникатор со знакомым им предназначением и рядом добавочных свистулек (это ошибка). И второе - с сервисом телевидения люди знакомы, а набор сервисов Йоты инновационен, и прямых аналогов на рынке не имеет (зато косвенных конкурентов дофига, но об этом после). Поэтому и не замечают. Люди вообще в массе своей не склонны замечать инноваций, пока они не появятся у них под носом, и думать о перспективе, так что ничего удивительного в этом нет.

Кроме того, достаточно много эмоциональных обзоров и суждений вокруг Йоты. Ими часто не брезгуют в том числе люди, считающие себя "аналитиками" в данном секторе. Так как стратегический маркетинг - это не обсер компаний, и не реклама (многие путают), мы, как и подобает профессионалам, состредоточимся на его сути. А именно - будем анализировать СЕРВИСЫ Йоты (как необычно, правда? :) Многим такая простая мысль кажется шокирующей), их сильные и слабые стороны, потенциал, возможности и угрозы.

Это называется SWOT-анализ. Это не исскуство накидывания умняка, и не средство рекламы, пиара, и высасывания выводов из слухов. Это анализ Strength, Weakness, Opportunity, Threats. На полноту и качество анализа я не претендую, как и на выполнение свота по "правильному" (ибо в данный момент я не на работе, и это не аналитический отчет), однако говорить буду в основном об этих пунктах.

Так вот. Мы не будем повторять ошибок, и будем рассматривать именно сервисы Йоты в комплексе. На что, собственно, Йота делает ставку. Сейчас я ориентируюсь не на слухи, а на их фактические предложения.
1) Бизнес-пользователи. Как верно отметил один из участников обсуждения (за что ему спасибо, я на это не сразу обратил внимание), во многих бизнес-центрах, сдающих офисы в аренду, действуют эксклюзивные провайдеры телефонии и интернета, которые дают услуги по ценам выше рынка. Провода инженер здания тянуть не даст. И все, концы. Кстати, я относительно недавно работал в таком бизнес-центре - мы пробрасывали вайфай направленной антеной в соседнее здание, где подключались к нормальному провайдеру. Хваленый Корбиновский вайфай нас бы спас, да он нихрена не работал.

Йота собирается накрыть бизнес-центры своей сетью, и освободить их арендаторов от монополии, дав им безлимитный интернет по фиксированным тарифам. Разумеется, это вынудит микропровайдеров-монополистов снижать цены. Но это не все. Так как сеть Йота накрывает Москву (будем говорить о ней), Йота сможет объединять распределенные офисы в единую локальную сеть не выходя за рамки своей сети передачи данных.

Но и это мелочь в сравнении с тем, что Йота имеет возможность дать бизнес-пользователям IP телефонию в рамках SaaS (виртуальная IP АТС, работающая на ферме стороне Йоты, объединяющая распределенные офисы в единую телефонную сеть). Они это не анонсировали пока, но я уверен, они сделают это в будущем - это логичный следующий шаг, и он требует минимум затрат от Йоты.

И самое интересное, файмакс-трубки Йоты с VoIP-клиентом при такой схеме будут работать как корпоративный сотовый телефон в масштабах всей москвы (при условии хорошего покрытия - но это вопрос денег, а не принципиальная техническая проблема). Что характерно - автоматически, без каких-либо дополнительных усилий.

Ой, кажется тут мы незаметно начинаем конкурировать с сотовыми операторами, на поле предложений для корпоративного сектора, не так ли? :) Причем, мы их мочим по совокупной мощности сервиса, так и по тарифам. Уж больно их бизнес-модель и технологии становятся неудобны, чтобы конкурировать с таким предложением. Одно дело - раздавать свистки 3G для ноутбуков, решая маленькую частную проблему бизнес-пользователей, и совсем другое - решить проблему арендаторов бизнес-цента комплексно и дешево.

Эту стратегию я предлагаю как вариант, исходя из потенциальных сильных сторон и вектора развития Йота. На месте сотовых операторов и интернет-провайдеров я бы ожидал именно этого развития событий как наиболее опасного для себя, независимо от того, что сейчас говорит или не говорит Йота. Одними 3G-свистками и демпингом по цене тут уже не выкрутишься - технологи Йота, изначально основанные на IP принципиально позволяют больше, чем телефонные.

Разумеется, все не просто, это пока только гипотеза, слабых сторон которой я особо не анализировал, этим путем еще никто не ходил, и там на дороге будет много технических и организационных проблем, но если это случится - то структура рынка будет изменена.

2) Но мы сейчас поговорим о мобильных сервисах для людей. Собственно, с ними я познакомился лично, купив HTC MAX 4G. Начну с сервисов и хорошего. Еще раз - мы имеем достаточно глубоко кастомизированный аппарат, заточенный под мобильные сервисы Йота, и являющийся их неотъемлемой частью. Наиболее близким аналогом является iPhone, как он работает в Штатах - с контентом в iTunes и с синхронизацией с me.com.

- Звонковый сервис. Полностью своя телефонная книга, и телефонное приложение, совершающее звонки. Хорошее приложение. Лучшее, из всего, что я когда-либо в жизни видел на мобильных телефонах (а у меня было очень много телефонов). Потрясающе удобное, и полностью меняющее мое представление о том, каким убогим может быть винмобайл. Да, наэкранная клава там работает как в iPhone - буквы появляются СВЕРХУ пальца, а вместо скроллбара справа там буковки по вертикали, уважаемые коллеги. Буковки. Вы видите, куда вы тыкаете пальцем.

Разумеется данное приложение представляет собой только половинку сервиса, вторая его половинка находится на веб-сервере Йота, с которой звонковый сервис полностью интегрирован.

Так вот, адресная книга доступна для редактирования на сервере, и синхронизируется с телефоном. Это, конечно же, не фокус, iPhone тоже так умеет, да и Нокия со своим ovi. Сделано редактирование у Йоты, правда, качественнее, и беспредельно удобнее, чем в обоих из них (даже сравнивать смешно), но это ерунда, и не стои внимания. Вы готовы к рассказу о том, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО может этот сервис сейчас, и что он сможет в будущем? :)

Кстати, я забыл сказать еще одну мелочь - он синхронизируется с несколькими телефонами одновременно, и любой модели, применяется SyncML. У вас два телефона, и нужна единая адресная книга? Нет проблем, хоть три.

В результате, я сделал импорт контактов со своей нокии в HTC MAX за одну минуту. Удивительное ощущение - отсутствие геморроя в простых операциях. Даже настраивать ничего не надо - вбиваете ваш номер на сайте, приходит смс-ка, вы говорите "окэй", и нажимаете в нокии "синхронизировать". И все. Первый раз не испытывал проблем переноса контактов при смене телефона, просто чудо какое-то, до сих пор не верится.

О, еще мелочь - добавить фотку в адресную книгу очень просто. Тыкаем пальцем в место для фото, фотографируем, и все. И оно, фото, появляется на сервере при следующей синхронизации (нажать кнопку в.телефонном приложении на мобиле). Разумеется. Это ЕДИНОЕ приложение, другого и ожидать было бы глупо.

Но и это была ерунда. Потому что самое главное в другом. Ваши профили на сервере будут автоматически объединены в "социальную сеть". Это открывает целый ряд новых возможностей. Например, что вы делаете, когда меняете номер мобильного телефона? :) Оповещаете знакомых как-то, да? Так вот, забудьте об этом, номера в их адресных книгах изменятся автоматически. Это касается не только номеров, а вообще всей контактной информации. Сейчас этого нет, но в будущем это появится, сделать это просто.

Вы скажете, как они наберут базу из людей? Да, это проблема. Только есть нюанс - чтобы пользоваться этим сервисом совсем не обязательно быть абонентом Йоты, b иметь их телефон. Просто возможности интеграции с данным сервисом будут ограничены возможностями SyncML. Ибо, данный сервис, конечно же, не ограничен базой контактов :). Еще он, например, умеет...

- Фотографии и фотоальбомы. Этим я пока особо не пользовался, бегло смотрел возможности. Но именно возможности, в том числе и потенцальные, нас и интересуют.
Ну да, вы тупо фотографируете все в приложении Йота, и оно тупо загружается по быстрому соединению к вам в альбом на сервере. Все в пару кликов на телефоне. Потом - вы в один клик на сайте получаете ссылку для вставки фотографии в свой блог.

Конечно, вы сможете на сервере организовать фотографии по альбомам, и показывать их как с телефона, так и с браузера - это все равно. Интернет-то быстрый, и размеры флеш-памяти на телефоне уже не имеют большого значения.

Ну и разумеется, вы сможете выкладывать фотки в свой фотоблог, который живет прямо в профиле на сервисе Йоты. Кажется, это называется Яп-Яп? Дурацкое название. Но сервис - потрясающий.

Потенциальные возможности этого сервиса огромны. Например, телефонное приложение может загружать туда фактическую статистику по вашим звонкам, и анализировать ее, после чего, например, рекомендовать вам выгодные тарифы. Ну, и для разрешения спорных вопросов с операторами такое очень полезно. Есть такой сервис в сети, и им довольно сложно пользоваться - ибо надо выписку от операторов (гы-гы, спорные вопросы) получать. Если Йота с ним подружится... то будет именно то, что я давно хотел от телефона. Нравится?

- Музыка. О да, это я заценил, работает.
Подход Йота к музыке очень прост. Вы платите абонентскую плату, и слушаете какую угодно музыку из их каталога онлайн. Каталог реально большой уже сейчас - я смотрел. Там сотни тысяч композиций. Кстати, музыку слушать не обязательно с телефона - можно с любого компа прямо в веб-браузере. Но если вы купили телефон - то вам этот каталог дается на два года _бесплатно_. Неплохо?

Единственное, HTC MAX не тянет на музыкальный телефон - у него паршивый и тихий внешний динамик. Это неизлечимо. Попытки заставить работать блютусные наушники успехом не увенчались - но это излечимо и будет исправлено.

Из минусов сервиса - не работает в метро. Зато в машине - будет работать.

- Телевидение. Заценил. По домашнему вай-фаю, ибо в квартире ваймакс берет плохо. Работает! И круто работает. Довольно качественно, я ожидал худшего. Программа передач есть, можно смотреть. Каналов пока мало, но это вопрос времени.

Клево, короче. Вопрос только, нафига вообще оно нужно, мобильное телевидение, если в метро нет станций. В машине, дома, и на ходу его особо не посмотришь. Тогда где? Интересно, они будут ставить станции в метро, или нет? Хотя, смотреть и слушать в московских пробках в машине новости РБК-ТВ - это интересная идея. А, да, еще можно смотреть ТВ в сортире. Тоже удобно, раньше там все больше по старинке - читали.

- Видео по запросу. Заценил. Работает. Так же как ТВ - на удивление хорошо. Та же проблема, что и с мобильным ТВ - когда, в каких ситуациях его смотреть с мобилы, интересно?

Потенциальные сервисы, возможные в будущем:
- Книги. Нет приложения, но есть пустая тычка на веб-сайте. Это было бы круто. Примерно понятно, как будет работать и этот сервис. Вот он сможет работать в метро :).
- VoIP. Им достаточно интегрировать его в свое звонковое приложение, и они скорее всего это сделают - идея лежит на поверхности. Одновременно с предоставлением собственного VoIP гэйтвея. И досвиданья дорогой межгород, да и просто - высокие тарифы на местную телефонную связь.
- Видеоконференцсвязь по IP. Это они уже анонсировали. Казалось бы - нафиг это кому нужно, люди не часто хотят, чтобы их видели в момент разговора. Скажем, сидишь ты, например, в сортире, или просто еще не одет, а тебе звонок. Ну, и просто - вот затеял ты, скажем, врать по телефону, или просто рожи хочешь покорчить от злости, поддерживая вежливый разговор... нафига эта видеосвязь? Но иногда это наоборот - очень полезно и здорово. Случаи бывают разные :)

Отдельные комментарии по качеству приложений от Йота. Мобильньные аппликухи великолепны, сделаны крайне профессионально. Кроме перечисленного, там есть лаунчер приложений, который сделан почти так же, как в iPhone. Он позволяет почти забыть о том, что мы работаем с винмобайлом. Приложения Йоты делают из убожества винмобайл НОРМАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН.

Это пока примерно все на тему Opportunities и Strengths. Анализировать угрозы и прочее, как и копать глубоко, у меня нет уже никаких сил, в конце концов - это тяжелая работа. Однако они есть. Многие из этих сервисов могут быть скопированы конкурентами, или реализованы третьими независимыми компаниями. Разбираться с этим сейчас я в себе сил не чувствую, напишу потом, когда мысли придут.

И главное. Не ждите от Йоты на данном этапе зрелости и качества услуг. Все сервисы и приложения Йота сейчас по факту в состоянии ранней беты. В них есть проблемы. В гуе веб-сервисов и мобильных аппликух есть косяки. Там есть многое, что можно улучшить. Многие фичи - в потенциале, и зачаточном состоянии. Данный обзор - характеризует лишь вектор развития. Случится это, или не случится, станут ли данные сервисы достаточно зрелыми - покажет только время. Одно дело креатив и продуктовые стратегии - но это все надо еще суметь сделать, и мало того - довести до промышленного качества. Что тоже не просто.

Собственно, в этом основная сложность и есть - не знаю как некоторые, а я прекрасно отдаю себе отчет в том, насколько сложно привести к успеху такой масштабный проект. Это, между нами, проект класса mission impossible. Если у них получится - они будут героями. Если нет - все будут называть их лузерами. Обожаю такие проекты. :)

Я сейчас участвую уже в одном, только чуть менее безнадежном :). Поэтому, зная по собственной шкуре, как это тяжело, еще пожелаю Йоте везения, сплоченности в коллективе, хорошей организации работ, неиссякаемого креатива, и много работать не покладая рук. Ибо с головой у них все более чем в порядке, а остальное приложится. Никогда еще не видел у российской компании такой потрясающей продуктовой стратегии (правда, я ее больше реконструирую, но так надежнее). Парни и девчонки делают почти невозможное, их результат в случае успеха изменит мир (ну, не весь, но маленький его кусочек), и я от всей души надеюсь на их успех. Пусть это хоть раз случится у нас в России.

yota, product management, маркетинг

Previous post Next post
Up