Путешествие на Аланды. Острова

Jul 28, 2021 16:48

Аландские острова




Краткая справка

Ранее я уже писал о местах, которые притягивают людей на протяжении многих сотен лет. В этом смысле Аландские острова - очень яркий пример.

Согласно исследованиям, на этих шести тысячах островов (в разных источниках разные данные, где-то есть цифра 6700) люди поселились еще 4000 лет до нашей эры. Причем, точно известно, что около 2400 года до н.э. у них уже была своя культура и керамика.



Понятно, что из-за своего положения острова были постоянно вовлечены в военные действия между Швецией и Россией. Здесь часто бывали русские войска и при Петре, и при Александре. Причем остров, который в XIX веке был частью Российской империи, успел активно поучаствовать в Крымской войне.

Но именно в этот момент военная история островов заканчивается. Начиная с 1856 года острова были признаны демилитаризованной зоной. Этот статус сохраняется до сих пор - жители островов освобождены от несения воинской службы (на самом деле статус изменялся и утверждался несколько раз, но это тема отдельного рассказа).



Следующий интересный факт, связанный с историей Аландских островов, - их автономия. Исторически сложилось так, что основное население островов - шведы. Но политически острова со времен образования Финляндского княжества относились к Финляндии. Когда в начале XX века Финляндия обретала независимость, жители островов решили перейти под крылышко Швеции, собирали подписи, составляли петицию, но делали это так неспешно (с марта по декабрь), что… не успели. К этому времени Финляндия стала независимой и отпускать Аланды очень не хотела.

В результате непростых договоренностей, при участии Лиги Наций была принята Аландская конвенция, которая оставляла Аландские острова в составе Финляндии, но с правами широкой автономии.



При переходе в ЕС Аланды схитрили еще один раз, и сейчас они являются зоной особого налогообложения, что положительно сказывается на их экономических показателях.

Чем же живет эта маленькая автономия? Конечно же, морем.



Более чем тысячелетняя история мореходства, опыта прохода хитрых узкостей и каналов Балтийского Архипелага, рыболовство (есть уникальные виды рыб) и туризм. Именно Аландам принадлежит компания Viking Line, на паромах которой мы путешествовали, и это не единственная судоходная компания на Аландах.

Как ни странно, на островах очень развито сельское хозяйство. Молочные продукты Аландских островов получали призовые места в конкурсах Европы. Традиционно здесь варится свой сидр и свое пиво. Есть даже местное вино.



Туризм тоже имеет большое значение. По статистике, острова с населением около 30 тысяч посещает около 2 миллионов туристов в год. Мы тоже присоединились к этой толпе.
Предисловие про ошибку

Конечно, мы собирались не только посетить столицу Аландских островов, где мы и проживали, но еще осуществить небольшие вылазки по островам. Тут-то и оказалось, что мы совершили одну большую ошибку - прибыли на острова без машины, потому что ее тащить на пароме надо было за деньги, и «там же есть бесплатные автобусы».



библиотека рядом с вокзалом. Я сначала даже думал что это автовокзал, но, оказалось, его нет совсем

Оказалось, что, во-первых, автобусы с 2013 года уже не бесплатные, а очень даже за деньги. Во-вторых, ходят они, в среднем, 6 раз в день.

Так как мы прибыли днем, то автобусов осталось всего два. Причем цена «не успел на последний автобус» была очень высока - около 23 километров пешком. Конечно, можно было бы поавтостопить, но проблема в том, что активность движения транспорта в тех местах, куда мы хотели попасть, была очень невысока. Тем не менее, мы рискнули и все-таки успели посмотреть и немного пофотографировать пару очень интересных мест.
Разрушенная крепость Бомарсунд



Одно из мест, куда мы так стремились, крепость Бомарсунд (Бомарзунд). Русская крепость, которая так никогда и не была построена до конца.



План был грандиознейший. Построить крепость не просто как аванпост и укрепление, а сделать ее местом влияния Российской империи на весь Балтийский архипелаг, в противовес шведскому влиянию. 6 башен - 3 километра стен - хорошее бы получилось место для основания города.



Но, увы, сначала умер идейный вдохновитель строительства крепости - Барклай де Толли. Строительство замедлилось. В результате, к началу Крымской войны крепость была построена лишь частично, а из башен готова полностью только одна.





Поэтому крепость очень быстро была захвачена англичанами и разрушена. Гарнизон, состоящий в основном из финнов, был захвачен в плен.





Более того, в Британии есть памятник, установленный российским императором Александром II в честь 28 финнов, погибших в результате этой битвы (большинство погибло в плену).



После окончания Крымской войны Аланды стали демилитаризованной зоной, хоть и российского подданства. Александром II в 1861 году была основана столица Аланд - Мариенхамн (кстати, названный в честь супруги императора).

А камни крепости стали основой для многих зданий вокруг.





Но кое-что все-таки осталось. Более того, Крепость хотят частично восстановить. Есть планы и желания.





Очень живописная местность.





Остров Прястя - остров мертвых, здесь находится шесть мест захоронений разных конфессий.



Кастельхольм





Единственный средневековый замок на Аландских островах.



Первые его упоминания относятся к XIV веку.



Это был шведский замок, который прошел очень распространенный среди замков путь - от места защиты до тюрьмы через череду разрушений и пожаров.





Кроме замка в этом же месте располагается этнографический музей. Тут собрано множество ветряных мельниц, старых домов, и хозяйственных построек.











Здесь же есть очень модный ресторан с именитым шеф-поваром.



Маленькая симпатичная остановка



Мариенхамн

Следующий день мы посвятили прогулкам по столице Аландских островов.

Мариенхамн окружен пешеходными дорожками и тропинками с элементами благоустройства.



Большинство проходит вдоль берега. Есть оборудованные места для отдыха.





Местами еще встречается черника, но уже не та. Кисловата.



На ремонте стоит парусник «Поммерн», обещают в следующем году открыть.





Рядом еще одна пристань другой паромной компании. С очаровательными изразцами.



Морем пропитано все! Например, это не памятник дельфинам, а винт корабля, распиленный на четыре части.



Старые эллинги, со старыми лодками



Церковь «на воде»



Еще какое-то странное здание, и тоже «на воде»



Понятное дело, что без русалок морякам никак, их, кстати, много встречается.



Тут же рядом бар и музей.



С почтовыми ящиками связанно небольшое разочарование. Во многих туристических источниках было указано, что на Аландских островах уникальные почтовые ящики и предмет гордости населения. Не увидели ни одного «уникального». Ящики и ящики…



В городе есть так же непонятные развалины, которые видны прямо с парома при прибытии.



Переключимся на сам город, для этого используем котика!



Просто город



Местное важное учебное заведение



Старая церковь



Парочка очаровательных автомобилей.





Вот, кажется, и все.



Послесловие

Каждое путешествие немножечко меняет человека. Расширяет границы его восприятия. Путешествие на Аландские острова стали тем путешествием, которое, кажется, вывело нас на новую орбиту. Теперь мы знаем, как выглядит северный рай для интровертов. Ведь из 6000 островов заселены всего 60. Свободных в сто раз больше!

Конечно же, хочется вернуться сюда еще раз. Летом, с машиной и желательно каким-нибудь плавсредством.

путешествия, Финляндия, фото

Previous post Next post
Up