Feb 21, 2018 14:04
Вчера приходил к нам на интервью дядечка, на позицию сисадмина. В резюме - программист с 2002-ого года (в Канаде), потом всякие компании и позиции, B.Sc. в Computer Science, M.S. in Computer Science, всякие правильные слова типа все виды веб серверов, все виды мониторинга, девопс (это сейчас хайп, блин, ненавижу это слово! не хайп, это просто слово, а вот девопс меня нервирует). На деле - не то.
Почему так сложно найти хорошего сисадмина? Потому что хорошие сисадмины не ищут работу. Они уже работают и работа ищет их. А те кто приходит к нам...они из банков, где последние 6 лет они работали в команде из 10 человек у которых 2 задачи - выделять виртуальный диск под новый виртуальный сервер и добавлять запись в локальный DNS.
С одной стороны - непонятно, как можно не сойти с ума на такой работе и реально чем можно себя развлекать с 9-ти до 5-ти каждый день, 6 лет подряд? С другой стороны становится страшно - а что если я упускаю что-то очень важное прямо сейчас, погруженный в водоворот ежедневных задач, я упускаю момент когда технология совершает новый скачок, и уже через 5 лет я буду эдаким динозавром ищущим работу с набором навыков которые уже давно никому не нужны? Зачитался на линкдине рассказом программиста, который посвятил 4 месяца своего времени (на полную ставку, весь день) изучению Deep Learning, Big Data и AI. Это вам, блин, не облако тыкать.
С другой стороны, к нам приходил на интервью несколько лет назад судя по всему грамотный парень из одного торонтовского стартапа. Нам он не подошел. Он был полностью развращен подходом к работе, который в последнее время приписывают поколению "миллениумов".
Это когда люди не ищут работу - они предлагают себя на позицию, в которой они будут значимы, будут иметь цель, оказывать влияние и иметь бесплатную еду, холодильник с пивом и комнату для обеденного сна. При этом "влияние" и "цель" - это зачастую не помочь найти лекарство от насморка, а создать социальный контент. Не то чтобы я что-то значимое создавал на работе, но я себя не обманываю, я знаю, что я здесь не для того чтобы спасти мир, а чтобы просто заработать свой чек. В молодежных стартапах же важно верить в то, что они занимаются чем-то значимым.
К примеру, создают новую аппликацию которая позволит брать попользоваться дрель у соседа. Ведь ради 2-х дырок в стене не нужно покупать дрель. Если у меня есть дрель, я создам профиль и укажу марку, свой адрес, а человек которому дрель нужна, может найти меня и взять на пару дней. А за это он заплатит аппликации через криптовалюту 0.0002 цента, а заодно мы способствовали развитию технологии блокчейн, а значит мы а) уменьшили консюмиризм, защитили природу, ведь теперь на надо производить 2 дрели, ведь так? б) помогли развить новую социальную сеть людей с дрелью с) помогли использовать компьютерную мощность для генерации криптовалюты для подтверждения валидности самой криптовалюты и так далее. Это значимо.
Но, будет ли такая компания приносить доход, скажете вы? А что такое "доход"? Мы же создаем "социальную сеть". В которую позже можно поместить рекламу молотка. Ведь если у кого-то есть дрель, возможно ему или ей нужен молоток? Т.е. целевая аудитория готова для кампании маркетинга. А это значит, нужно найти инвестора, который согласится оплатить аренду офиса с комнатой для сна, кейтерингом еды и минибаром с крафтовым пивом, с тем чтобы потом, когда социальная сеть наберет обороты, использовать "социальный потенциал" для получения будущих прибылей от продаж будущих продуктов. Понятное дело, что никто не будет инвестировать на длинный срок, поскольку а) возможно кто-то придет с идеей "содрели" (сокращение для "соседская дрель") раньше, б) через какое-то время никто не будет сверлить стены, поскольку квартиры будут строиться с уже высверленными отверстиями, с) просто нет терпения ждать. И тогда мы должны видеть результат немедленно. Никаких проектов в стиле - обдумать архитектуру, создать тест среду, стадии одобрения продукта, и так далее. Всё должно быть динамично, не побоюсь этого слова - agile. Все изменения должны быть моментально доступны, интеграция всего должна быть на уровне, всё должно быть динамично расширяемо - вдруг наша социальная сеть станет вторым фейсбуком и мы захотим срочно ввести функцию "статус дрели" (в смысле, "состояние" а не "грустный", "в отношениях" и "это сложно"). В таких делах нет смысла концентрироваться на старых технологиях, заскорузлых нагромождениях зависимостей, типа реляционных баз данных, нужно создавать всё на сочащейся кровью кромке технологии, с максимальным использованием уровня абстракции который позволит новой аппликации бежать на чем угодно, от последнего телефона до нового облака, главное - это правильный дизайн, интеграция с существующими соц.сетями, то как удобно расположены кнопки для пользователя, как быстро он или она могут докликать до нужной функции, ведь если это занимает дольше чем 14 секунд, мы потеряем концентрацию внимания и пользователь увидит белку, или переключится на видео с котиком.
Что важно в такой компании для того чтобы она была "успешной"? Командный дух. Ведь критика не может быть конструктивной. Только правильное поощрение создает мотивацию трудиться. А для созидательного процесса (а ведь это абсолютно креативный процесс, мы же тут не гвозди заколачиваем) мотивация - необходимое условие. Поэтому, в молодых компаниях так любят корпоративные активности. И я не говорю о барбекью с пивом, нет. Мы говорим о забеге на 400 метров в ластах в поддержку природного парка в Коста Рике где водятся замечательные зеленые древесные лягушки (теперь понятно зачем нужны были ласты?). Или о театральном представлении-импровизации, где актеры - работники компании. Ведь все тут - художники в душе. Все они хотят поделиться своим глубоким пониманием мира, через средства безличностного социального контакта, какими бы интровертами они не были. И никаких барбекью - половина фирмы не ест мяса, и никакого пива для барбекью - крафтовое пиво с высоким индексом горечи не может быть низведено до "запивания" жаренного мяса, им нужно наслаждаться.
Я должен сказать, я понимаю и принимаю привлекательность такой компании. И возможно если бы волей случая я бы работал в одной из них, я бы тоже одевал водонепроницаемые штаны утром, седлал свой велосипед и ехал на работу по выделенной полосе чтобы внести свой вклад в значимое дело Содрели. Но, у нас другой подход. Не могу сказать что он лучше, или что мы реально создаем что-то полезное, а не просто раздуваем пузырь, создавая лишь видимость значимости, пользуясь финансированием от офиса который реально делает деньги в другом направлении, а поддерживает наше лишь из осторожного "а вдруг", чтобы не оказаться не в теме если вдруг перспектива поменяется.
Но, наш подход другой. И фирмой-миллениумом мы не станем никогда. К лучшему ли это? К худшему? Не знаю.
Поживем-увидем. Время покажет.
work,
me