Другим фундаментальным исследованием фрустрации, определяемой как любая помеха на пути к достижению объекта-цели, является исследование Иельской группы, проведенное под руководством Долларда (1939). Эта работа наряду с исследованиями школы Левина ознаменовала важный этап в развитии современной психологии, сформулировав в виде поддающихся экспериментальной проверке гипотез некоторые феномены человеческого поведения, наблюдаемые в клинике и социальной жизни.
А) Основная гипотеза. Гипотеза, сформулированная этой группой, состоит в том, что любая фрустрация создает внутреннее побуждение, или мотив, к агрессии. Сама агрессия понимается как такое действие, которое может принимать различные формы, но цель которого всегда состоит в том, чтобы причинить вред какому-то индивиду или тому, кто с ним отождествляется. Гипотеза предполагает, что не всегда достаточно побуждения к агрессии, вызванного фрустрацией, чтобы спровоцировать явное агрессивное поведение, и что возможны альтернативные реакции (например, замещение). Вначале эта теория была разработана Иельской группой в плане культурно-антропологических исследований, ее целью, в частности, было объяснение некоторых явлений, таких, например, как взаимоотношения черных и белых на Юге США. С тех пор было проведено огромное количество экспериментальных исследований с целью проверки гипотезы «фрустрация - агрессивность». Обзор литературы по этому вопросу принадлежит Берковицу (1958). Мы ограничимся здесь изложением нескольких исследований, в которых были получены новые данные или определены новые переменные.
Б) Вспомогательные переменные. Для изучения фрустрации Френч (1944) применил методику неразрешимых задач и прибавил к ней элементы, вызывающие страх (дым в закрытом помещении). Результаты Френча показывают, что фрустрация действительно часто приводит к агрессивности. Согласно гипотезе Иельской группы, агрессивное поведение сопровождается также некоторым катартическим эффектом. Однако Френч показал, что топологическая система Левина служит более правдоподобным объяснением некоторых экспериментальных данных, и, в частности, того, что агрессивность чаще всего возникает тогда, когда агрессивное поведение является либо способом достижения объекта-цели, на пути к которому индивид ранее испытал фрустрацию, либо способом отдаления от объекта, обладающего отрицательной валентностью.
Кроме того, оказалось возможным количественно измерить связь между фрустрацией и агрессивностью. Сире (1940), Бар-кер, Дембо и Левин (1941) установили, что сила агрессивного поведения возрастает с интенсивностью мотивации, связанной с фрустрацией. Побуждение к агрессивным действиям возрастает также в зависимости от близости объекта-цели в момент, когда возникает фрустрация (1955). Блок и Мартин (1955) повторили эксперимент Баркера и др. (1941) в оптимальных экспериментальных условиях. Они подтвердили, что агрессивность возрастает в зависимости от интенсивности фрустрации.
Важная переменная была открыта Пастором (1952), который с помощью модифицированной методики Дуба и Сирса (1939) показал, что агрессивные реакции чаще всего возникают в тех случаях, когда в основе ситуации фрустрации лежит произвольный акт, а не акт, в большей или меньшей степени одобряемый вторыми лицами (Кона-1955),
В) Наказание и агрессивность. Влияние наказания на форму проявления агрессивности изучалось, в частности, Чесди и Лоуренсом (1951) на 50 дошкольниках во время игры с куклами. Было отмечено, что дети, которых дома строго наказывали за агрессивные поступки, проявляли большую агрессивность во время игры, чем дети, которых наказывали не слишком строго. С другой стороны, дети, агрессивные поступки которых по отношению к куклам наказывались в ходе эксперимента, были значительно менее агрессивными, чем дети, которых не наказывали. Работа, опубликованная в том же году Сирсом (1951), показала, что агрессивность на уровне воображаемой деятельности возрастает в зависимости от наказания за агрессивность в реальной жизни (1941; 1957).
Г) Генетическое исследование агрессивного поведения начиная с раннего детства было осуществлено многими учеными (1956). Было установлено, в частности, что агрессивные импульсы зависят от конституциональных факторов (прекрасные исследования агрессивности самцов-голубей, проведенные Валентини, 1951, 1957). Такая устойчивость является, видимо, весьма специфической (1944).
Степень устойчивости к фрустрации изучалась в связи с психологическими и физиологическими факторами.