А) К тому, что уже было ранее сказано о наказании как об отправной точке отрицательной мотивации (причем следует отличать наказание от неудачи), необходимо добавить еще два момента. Объект, ассоциирующийся с наказанием, не приобретает, однако, отрицательной валентности в том случае, если ранее он служил для удовлетворения потребности. Если животное с успехом использовало рычаг для получения пищи, повторные удары электрического тока не вырабатывают у животного отрицательной реакции к рычагу, спустя некоторое время оно снова возвращается к нему (1944). Интерес к рычагу угаснет лишь тогда, когда многократные нажатия на него не обеспечат появления пищи.
Наказание же само по себе не подавляет интереса. Как показали Вудвортс и Шлосберг (1954), и у ребенка, и у взрослого человека «повторное наказание при осуществлении какого-то действия не мешает непреодолимому желанию прибегать к нему снова и снова». Лишь в том случае, если то или иное действие или предмет не удовлетворяют больше никакой позитивной потребности, индивид начинает терять к нему всякий интерес. Возможно, что у человека мотивация еще больше осложняется тем, что стремление к объекту, ассоциирующемуся с наказанием, является в то же время стремлением к удовлетворению потребности в противодействии или независимости.
Б) С другой стороны, Уорден и Эйлесвортс (1927) показали - и эти выводы были многократно подтверждены впоследствии, - что наказание помогает избегать неверных реакций, вынуждая испытуемого быть более внимательным к сигналам среды всякий раз, когда он сталкивается с необходимостью сделать (выбор или принять решение. Таким образом, наказание в этом случае создает мотивацию, побуждающую испытуемого выбирать тот особый тип поведения, который можно определить как «осторожный».
Читатель, видимо, заметил разницу между «наказанием» в смысле собственного эффекта ошибочной реакции и наказанием внешним, присоединяющимся в определенный момент к реакции, которая раньше имела для испытуемого счастливый исход (как, например, в описанных выше опытах Эстеса). Двоякое значение этого термина часто является источником противоречивых результатов исследований.