Познавательная мотивация

Mar 24, 2011 11:23

Вудвортс (1947) привлек внимание к потребности, о которой прежде мало говорили: потребности в восприятии. Он справедливо заметил, что наши отношения со средой определяются такими факторами, как желание «видеть, слышать, отчетливо видеть, отчетливо слышать, выяснить или понять то, что мы видим или слышим в данный момент». Аналогичные взгляды высказал Ниссен (1960) применительно к животным. Он отмечал у животного «почти постоянную активность, направленную на то, чтобы быть осведомленным об окружающей обстановке. Значительная часть повседневной активности грызуна, собаки, мартышки или шимпанзе состоит из движений тела и органов чувств, предназначенных для того, чтобы поддерживать контакт животного с происходящим вокруг». В начале века Мак-Дауголл (1908) говорил, что «у обезьян, животных, наиболее близких к человеку, явно выражено любопытство (или потребность в знании) и что оно не только заставляет животное приближаться к объекту и внимательно наблюдать за ним, но также и манипулировать им» (1946). Начиная с 1950 г. эти выводы были подтверждены и детально проанализированы в многочисленных экспериментах.



В прекрасном критическом обзоре работ, посвященных исследовательскому поведению, Орсини (1957) упоминает, в частности, первые спорадические наблюдения и исследования в этой области. Другие обзоры литературы принадлежат перу Берлайна (1958а), Батлера (1958), Дембера и Фаулера (1958) и Гленцера (1958). Упомянем также работу Дембера и Эрла (1957). Первые систематические экспериментальные исследования познавательных мотивов были осуществлены Берлайном (1950), Харлоу (1950), а также Монтгомери (1951) и Батлером (1953).
Previous post Next post
Up