Эстетические чувства и суждения

Mar 01, 2011 09:30

На эстетических чувствах следует остановиться особо, поскольку развитие способности чувствовать
красоту, комическое и тому подобное часто называют одной из задач эстетического, воспитания, кроме того, преимущественно эстетическими чувствами объясняют благотворное влияние эстетического воспитания на развитие личности.

В психологии не решен вопрос о том, есть ли у человека чувствоспособность или речь должна идти об эмоциональной памяти Не вдаваясь в дискуссии, скажем о бесспорном: чем богаче у человека чувственный опыт, то есть чем больше явлений жизни он переживал, тем возможнее и богаче его эмоциональный отклик на новые явления. В этом обычно и усматривают развитие «способности чувствовать». Однако в педагогическом плане важно подчеркнуть, что возможность эмоционально переживать связана со способностью формировать образы ценного, эталоны, сохранять их в памяти и с ними ассоциировать новое воздействие. Если это воздействие в какой-то мере соответствует тому, что в опыте зафиксировалось как удовлетворяющее потребность, человек реагирует на него «не только осознанием его, но и переживанием, то есть определенным эмоциональным состоянием, одним из признаков которого являются разлитые физиологические изменения во всем организме, во всех его системах».



Поэтому способность эстетически переживать - не какая-то самостоятельная способность, а одна из сторон оценочной способности. Любое чувство является ответом на жизненно важное для человека. Как пишет А. Н. Леонтьев, чувство - это «отражение не самих предметов и явлений действительности, а того отношения, в каком они находятся к потребностям и мотивам деятельности человека».

Например, интеллектуальные чувства (удивление, сомнение, уверенность, радость в связи с открытием истины и многие другие) связаны с приобретением знаний, с решением теоретических задач и отражают ценность познавательной деятельности или ее результатов для удовлетворения познавательных потребностей человека.

Эстетическое чувство - первый показатель того, что объект воспринят и уже определено, насколько он удовлетворяет эстетическую потребность. Наслаждение, радость при созерцании предмета - следствие оценки его как прекрасного; чувство возвышенного - восторженно положительное отношение к явлению; чувство трагизма - положительно сочувствующее, эмоционально сострадательное отношение к гибнущему прекрасному или возвышенному;-чувство комического (смех)- активное эмоционально-критическое отношение к явлению, в той или иной мере не соответствующему критериям прекрасного, эмоционально-эстетическая форма критики.

Наличие таких разновидностей чувств обусловлено тем, что каждая эстетическая ценность, специфична и требует при ее отражении, кроме общих, и некоторых особых качеств личности. Скажем, при оценке прекрасного требуется развитое чувство (чутье) гармонии, ритма и т. п. Для реагирования же на комическое нужен такой «набор» способностей, который обеспечит оценку противоречий, составляющих основу комического. Эту разновидность оценочной способности называют обычно чувством юмора. Характеризуя его, советский эстетик Ю. Б. Борев пишет, что оно предполагает живой ум, остро и быстро схватывающий противоречия в их эстетической форме, гибкость, критичность его, способность к богатым, разнообразным неожиданным сопоставлениям, вырывающим явления из привычных связей, а также способность отвлекаться от частностей, постигать явление в его общем социальном, а не непосредственно утилитарном значении.

Вот, например, басня в прозе Ф. Кривина «Форточка».

Любопытная, ветреная Форточка выглянула во двор («Интересно, по ком это сохнет Простыня?») и увидела такую картину.

По двору, ломая ветви деревьев и отшибая штукатурку от стен, летал большой Футбольный Мяч. Мяч был в ударе, и Форточка залюбовалась им. «Какая красота,- думала она,- какая сила!»
Форточке очень хотелось познакомиться с Мячом, но он все летал и летал, и никакие знакомства его, по-видимому, не интересовали.

Налетавшись до упаду, Мяч немного отдохнул (пока судья разнимал двух задравшихся полузащитников), а потом опять рванулся с земли и влетел в опрокинутую бочку, которая здесь заменяла ворота.

Это было очень здорово, и Форточка прямо-таки содрогнулась от восторга. Она хлопала так громко, что Мяч, наконец, заметил ее.

Привыкший к легким победам, он небрежно подлетел к Форточке, и встреча состоялась чуточку раньше, чем успел прибежать дворник - главный судья этого состязания...

Потом все ругали Мяч и жалели Форточку, у которой таким нелепым образом была разбита жизнь.

А на следующий день Мяч опять летал по двору, и другая ветреная Форточка громко хлопала ему и с нетерпением ждала встречи

Комедийный смысл этого произведения мы постигаем благодаря способности ярко представлять рисуемую автором картину, абстрагироваться от привычного значения мяча, форточки, простыли, уловив переносный смысл слов «по ком сохнет»» «ветреная», «в ударе», и на основе этого ассоциировать воспринимаемое с людьми, создать их образы и сопоставить с эстетическими представлениями (какими должны быть в идеале люди и отношения между ними). Все это и обеспечит нашу эмоциональную реакцию, смех.

Будучи оценочными по характеру, эстетические чувства обусловлены вкусом, вытекают из сложившихся у человека критериев оценки. В этом смысле чувства никогда не лживы, истинно выражают субъективное отношение человека к объекту: «... ни в чем так,не высказывается истинный, неподдельный человек, как в своих чувствованиях»,- подчеркивал К. Д. Ушинский; «в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».

Но, опосредуясь по содержанию субъективным процессом оценки, личным вкусом, чувство может ввести человека в заблуждение относительно ценности воспринимаемого. Чтобы чувство было адекватным ответом на действительную ценность предмета, требуется истинное восприятие и истинные, соответствующие реальным тенденциям прогрессивного общественного развития идеал, вкус. Если эти условия не соблюдаются, чувство будет ложным.

Субъективное положительное или отрицательное эмоциональное отношение человека к предмету может быть зафиксировано в оценочном суждении: «Это мне нравится, вызывает восторг, наслаждение» и т. п. Поскольку понятие «нравится» не очень определенно (им мы фиксируем любое положительное отношение, не только эстетическое), результат оценки, осознаваясь, выражается и в суждениях иного типа: «это красиво», «это трагично» и т. д. В них речь идет уже не о чувстве, а о ценности предмета, о том или ином понимании ее.

суждения

Previous post Next post
Up