Всё началось как всегда внезапно. За какие то 12 часов собрался и поехал на строительство объекта в поля Андижанской области. Повезло, что от города площадка строительства энергогенерирующего объекта находится недалеко и можно воспользоваться услугами Яндекс-такси. Так вот, когда днём держал путь от вокзала на такси, увидел в городе крепость! Это стало для меня началом небольшого исследования. Тем более вспоминая армейскую молодость помню, как однополчане из Андижана нахваливали этот город.
Помощь интернет-карты неоценима.
На 8 марта в Компании сделали всеобщие выходные. Даже для людей, находящихся непосредственно на площадках строительства, поэтому выдалась возможность сгонять в город и посмотреть на настоящую крепость - главный русский памятник Андижана.
Крепость в утренний час
Не повезло. Крепость была закрыта, пришлось заглянуть во внутренний двор через щель в вековых воротах.
Вход в крепость с закрытыми воротами
Сама крепость по историческим меркам и возрасту Андижана довольно не старая. Строилась в период 1881-1882г.г и по своим размерам маленькая. Как раз для размещения небольшого военного гарнизона. Расположена она на высоком холме и (где-то читал) с её стен весь Андижан был виден, как на ладони. Стены у крепости не высокие, не более 10 метров.
Фрагмент створки ворот. Резьба по дереву впечатляет.
Пока стояли и думали как попасть во внутрь, познакомились с местным жителем - его дом расположен рядом со стеной крепости. Он сказал, что его родители в этом месте дом построили в 50-х годах прошлого века, а сам он на эти стены смотрел с рождения и в советское время из кирпича был сделан только центральный вход в крепость с этими красивыми створками ворот. Сама крепость была сделана из пахсового кирпича (саман) (ну любят этот материал в Средней Азии - прим. автора). Попытка придания современного вида была сделана в 80-годах прошлого века. Опять не очень удачно - современная кладка вся покрыта разноплановыми трещинами и развалившимся кирпичом. Опять же местный товарищ с тоской в голосе сказал, что скорее всего их дома, построенные на прикрепостной территории будут снесены и вокруг крепости планируется сделать парк. Видимо таким образом русскую крепость, называемую среди андижанцев «Калъа», планируют сделать исторической доминантой в узбекском областном центре.
Далее пошли пешком в сторону старого города. По дороге увидел не типичное для Средней Азии строение (ниже на фото). Честно, долго искал информацию об этом здании. Думал, мало ли что то из старых времён, но ничего похожего на фотографиях не нашёл. Наверное новодел.
Далее дошли до Краеведческого музея. Шикарнейшее здание советской эпохи. Великолепнейшее панно на его фасаде из бетона. Я был приятно удивлён. Как пишут в путеводителях интернета: чтобы ближе познакомиться с историей Андижана, нужно обязательно заглянуть в краеведческий музей в городе Андижан. Каждый его этаж посвящен отдельной истории региона. Так как я попал в праздники, и этот кладезь истории был закрыт. Так что история Андижана упорхнула мимо меня.
Панно
Фрагмент.
Я у маленького Фордзона (макет). Не думал, что выпускался трёхколёсным.
Рядом с Краеведческим музеем находится комплекс Джами. В 2017 году была выполнена глобальная реконструкция. В основном всё смотрится свежо и красиво.
Вход в Медресе
Комплекс Джами был построен в 1883 -1890 гг. В него входят мечеть, медресе и минарет. Частично пережило землетрясение 1902 г. Сейчас комплекс расположен на 1,5 Га земли.
Минарет
Минарет, высотой 32 м, является самой высокой постройкой во всей Ферганской долине и возведён из кирпича на восьмигранном основании . Внутри минарета, где расположен купольный фонарь с несколькими стрельчатыми проемами, расположена винтовая лестница (то же был закрыт - не попал). И всё это внизу и на верху украшено изразцами.
Медресе с внутреннего двора
Какие орнаменты....
Напротив Медресе находится сама мечеть Джами, окружённая с трех сторон айваном. Колонны, поддерживающие потолок и перекрытия айвана, резные. Опять же ни одной повторяющейся колонны не увидел.
Айван мечети
А какой у айвана потолок... Каждая дощечка, каждая деталь украшена изумительными расписными рисунками.
Фрагмент потолка
Фрагмент потолка
Фрагмент потолка
Пишут, что мечеть Джами является действующей пятничной мечетью Андижана. Но в эту праздничную пятницу, на удивление, служба в мечете не шла.
Буквально в 300х метрах находится Devonaboy jome' masjidi (Мечеть Девонабой).
Это Соборная мечеть. Она является крупнейшей мечетью Ферганской долины. Построена в 1899 году. Своё название мечеть получила по имени местного богатого торговца Девонабоя. После Революции в мечети службы не велись, а с 1944 года проведение служб возобновилось. В 2018 году была проведена реконструкция, высоту минаретов увеличили на 35 метров и увеличили вместимость. Теперь тут могут молится одновременно 5000 человек. В эту праздничную пятницу тут был аншлаг.
Конечно форма минаретов меня поразила. Для меня это было неожиданно. Я всегда считал, что формы минаретов прямые и устремлены ввысь, а тут как - будто с ракеты Appolon срисовали контур.
Фрагмент кладки минарета
Во внутреннем дворике мечети.
А напротив мечети Девонабоя, прямо через дорогу, находится базар Старого города «Эски-Базар»
Вход на улочку ремесленников и торговцев.
Утварь копательная
Даже не описать набор разноплановых инструментов
Сита разных размеров и размеров ячеек. И без модели ну никак обойтись нельзя было.
Это штампы для лепёшек. Ими середину лепёшки пробивают, чтобы в печке тесто не поднималось . Рисунки бывают разные, а самые предприимчивые на этих штампах пишут свой номер телефона и имя автора данной лепёшки. Если память не подводит, то деревянной тарелочкой крепят лепёшку к стенке тандыра.
А далее по улочке началось место Темирчилик, где расположились мастерские мастеров по металлу. Вот тут я в живую увидел, как Мастер работает с куском металла, создавая что-то полезное.
Куй пока горячо!
Всё необходимое для работы Ошпаза: и учак (очаг по-русски), и казан, и шумовка, и даже ступа для перетирания приправ.
Колыбель.
А вот небольшая загадка не для жителей Узбекистана: что держу в руке? Скажу сразу - вещь очень практичная.
Горелки газовые
Улочка в старом городе. Бродить по ним не стали. Ноги уже устали тротуар топтать.
Сельскохозяйственная утварь
Когда смотрел на этот прилавок, то поймал себя на мысли, что современные дети даже не представляют, для чего необходим этот инвентарь (с этой фотографии). Я ещё застал то время, когда в станице многими из этих инструментов мой дядя пользовался.
Стенд андижанских пичокчи (мастера ножей).
На сам базар не пошли. Видимо я уже привык к ним. Что там смотреть? Там торговаться надо. 😉
По дороге в парк Бабура - местного уроженца и по совместительству основателя династии Великих Моголов в Индии, увидел ещё одно интересное здание. Опять подумал, что XIX век. И опять ошибся. Снова из соседнего двора пришла помощь в лице местного жителя, который поведал, что это здание было построено в начале 90-х годов прошлого столетия как МЕЧЕТЬ. Тут я уже испытал небольшой культурный шок. Но мечетью это здание побыло недолго, так как не вписывается в каноны ислама и было передано в дар городу. В настоящее время тут находится архив.
Здание архива (не состоявшаяся мечеть)
Памятник Захириддин Бабуру.
Личность Захириддин Мухаммад Бабура очень интересная. Андижанец по рождению, прямой потомок Тамерлана по отцу и Чингисхана по матери, основатель Империи Великих Моголов (Индия), военачальник, писатель, поэт. Богатую и интересную жизнь прожил. В музей, рассказывающий о его жизни также не смогли попасть. Надеюсь, что всё ещё будет впереди.