В августе, когда ездил на рыбалку к границе с Казахстаном (на платные пруды) познакомился с коллегой по поездке. Обсуждали разные исторические срезы, прошедшие по территории современного Узбекистана. Вот тогда она впервые рассказала про подземный храм Корихану и показала несколько фотографий из подземелья с «плазмоидами», запечатлёнными камерой. Меня это место очень заинтриговало. Тем более я люблю такие места. Посещал скальный храм в Дивногорье (Воронежская обл.), что вырезан в меловой горе монахами, смотрел подземный храм - начало Свято-Михайло-Афонского монастыря в родной Адыгее, что вырезан в скальной породе монахами. Но с первого раза сюда поездка не срасталась. Пока не увидел анонс (как в оглавлении) от телеграмм канала Вместе.uz (
https://t.me/turizmvmeste). Древние объекты, которые мы посетили - находятся в исторической области Илак, и начали с городища Тункент, что когда-то был столицей древней области Илак.
Схема городища Тункент (Тункет) по результатам раскопок 1959-1962 годов. ( Ю.Ф. Буряков " Историческая топография древних городов Ташкентского оазиса (Историко-Археологический очерк Чача и Илака) стр. 111)
Это городище, находящееся недалеко от завода АГМК (Алмалыкского горно-металлургического комбината), было раскопано в 1929-1934 годах М.Е. Массоном. Как раз в это же время в Алмалыке начали строить завод (который работает до сих пор) по производству золота, серебра, меди. В этих землях издревле добывалась руда этих металлов и как раз в Тункенте перерабатывались непосредственно в метал. Тут был один из крупнейших монетных дворов государства Чач (Шаш), где чеканились золотые и серебряные монеты. В Эрмитаже есть монеты с надписями, указывающими на то, что они отчеканены были на монетном дворе города Тункент из серебра месторождения Кух-и-Сима. Сам город Тункент ровесник Самарканда, но... наличие серебра и золота не спасло его от разрушения арабами в 7 веке. А после нашествия Чингиз-Хана совсем потерял свою мощь. Когда в 1929 годах велись раскопки, здесь были найдены залежи шлака, порядка 150 000 тон, с тех ещё, древних времён. Доктор геолого-минералогических наук С. Ф. Машковцев в 1928 г. изучил физико- химический состав и свойства этих шлаков, конструкции медеплавильных печей и горна по выплавке чугуна. В этом медном шлаке содержалось: меди 0,5-1,0 %, свинца 1,6- 1,0 %, золота 0,5-1,5 г/т, серебра 100- 200 г/т. Конечно Советская власть не могла такое упустить и весь древний шлак переработали на благо страны.
( Из сети. Так увлёкся черепками горшков, что забыл снять. На фото городище действительно в таком виде. На выше приведённой схеме раскопок это I - кухендиз).
Сегодня остатки городища представляют из себя холм, высотой метров в 10, который со всех сторон потихоньку разрабатывается строительной техникой. Рядом строится крупная медно-обогатительная фабрика и как видно по снимку из космоса, откосы площадки вплотную подходят к холму городища (про дороги вообще молчу).
На фото прекрасно виден культурный слой VI-VIII веков, образовавшийся раздавленными кувшинами для хранения всего (наверное).
Более менее сохранившиеся останки глиняного сосуда
А ниже вид того, что творится вокруг городища. Но понять государство можно. Илак - это прошлое, а настоящее - это здесь и сейчас. Государство то молодое...
Ходишь вокруг холма, а под ногами валяются разбитые остатки прошлого... Гид сказал, что древние изделия из различных металлов тут до сих пор находят.
Черепок с глазурью. Сказали, что VIII-{X век.
Этот черепок то же из тех времён.
Черепок посуды. Сказали, что это VI-VIII века. Их отличают по цвету. Голубой оттенок изделий - это уже мусульманский период.
Фрагменты посуды в данном месте появляются в основном после сильных дождей или когда снег сходит. Как писал выше, что могут и другие вещи появляются. Вот такое небольшое знакомство произошло с Тункентом, название которого происходит из иранской ветви и означает: тун - первенец + кет - город = город-первенец. Ну а монгольское нашествие 1220 года и последующая смена оседлого населения на кочевое, междоусобицы в послемонгольский период, полностью уничтожили Илак, как государство, где рудная промышленность на его территории практически исчезнет, а минералогические познания утратятся до современных дней. :-)
Далее посетили урочище (оазис) - Сорок дев. На карте (выше) обозначено как Qirq qiz. На самом деле это большое количество рядом находящихся родников, бьющих из скалы и не пересыхающих летом. Появление названия этого места объясняется легендой: Название Qirq qiz, по легенде, произошло после того, как на город напал враг, сорок девушек убежали в близ растущий лес и стали молится Всевышнему, чтобы он избавил их от бесчестья. Бог услышал их мольбу и обратил в родники, каждый из которых лечит определённый орган или часть тела человека. Вот таким вот образом появилось тихое место для семейного отдыха. Место очень уютное, благоустроенное, спокойное и тихое, не смотря на глобальную стройку вокруг.
По тропинкам у Сорока девиц.
Отдельное слово про родники. На счёт лечебных свойств воды не в курсе, но был поражён тому, что вода каждого источника имеет свой вкусовой оттенок. И ею просто не возможно напиться.
Выше посмотрели источник для лечения глаз. А ниже источник от бесплодия. Я его водицы то же испил. Но не знаю, каким образом эта вода мне поможет.
Воды всех лечебных родников стекаются в одну реку. Надо было у городища воды от всех болезней набрать и омолодится. Умная мысля посетила тогда, когда уехали оттуда.
Вода чистейшая и даже рыба есть.
Так вот, опять возвращаясь к Тункенту: археологические исследования городища показало, что первое поселение здесь возникло еще в III- IV вв. н.э. и располагалось вдоль протоки, питавшегося родниковыми водами и этой рекой.
Красивый снимок реки на фоне чинары
Уехал оттуда немного расстроенным. Вся эта красота, история, спокойствие не продержится долго в таком мощном промышленном кластере производства золота, серебра, меди ещё чего то. Всё это исчезнет.
По дороге в Корихану заехали в местное место паломничества - Авлиё «Парпи ота» Зиёратгохи. От Алмалыка находится в километрах 5. Для местного населения это довольно значимое место, так как сюда идут люди лечится от разных недугов. При нас на территорию, на руках, занесли бабушку. Видимо ходить не может и надеются, что местные камни, а также просьба о помощи у Всевышнего даст облегчение.
Один из камней, к которому прикладываются паломники, прося об исцелении.
Ниже на фото камень, на котором лечат спину. Так как вертикальный камень как раз смотрит на солнце в зените, то я представляю, как летом, в чиллю (или «саратон» на фарси), этот камень её прогревает.
На сеансе
Так же нашли ещё один инструмент лечения - «Трон». Кто то сказал, что этот камень приводит в порядок «мужскую сил». Тут я, на всякий случай, решил немного подзадержаться, так как с этого камня и склона холма открывался великолепнейший пасторальный пейзаж....
На "Троне"
Как ни странно, но «Парпи Ота» - не признанное официально мусульманским духовенством место паломничества, связанное с одноименным сподвижником. Но всё равно народ идёт сюда в надежде на исцеление. Есть мнение, что это отголоски зороастрийских верований, которые очень сильны у населении Средней Азии (как пример - праздник Навруз). Эти следы отчётливо видны на камне. Тысячелетиями паломники в щелях этого камня зажигали огонь, а затем совершали молитвы, прося у Бога о сокровенном.
Следы от огня.
Я то же прикоснулся к местным обычаям паломничества. Мне провели обряд от сглаза. Апа прочитала необходимую молитву и побила меня плёткой (слегка). Надеюсь, что помогло. :-)))
Когда шли на выход, на святом камне, что в беседке, оставил немного денег. Смотрители рекомендовали класть в ящик с замком, но местные утверждают, что тут не воруют, так как это идет против завета Всевышнего.
Далее был последний рывок в предгорья Кураминского хребта, к подземному храму Корихона. Так как недалеко находится рудник Каульды, где добывают золотосодержащую кварцевую руду, нас через КПП охрана не пропустила. Автобус оставили у КПП на стоянке и пешком пошли 1,5 км в гору.
Горное одиночество.
Данный исторический памятник представляет собой пологий земляной холм, высотой 22 метра и смотря на него не скажешь, что внутри скрывается целый лабиринт залов и проходов. Помещения внутри холма расположены на двух ярусах, соединенных между собой проходом (коридором) с глиняными ступеням. Подземный храм Корихона впервые был описан в 1934 году известным советским археологом академиком М.Е. Массоном. Точного мнения о назначении данного культового сооружения у учёных до сих пор нет. В разные исторические периоды подземное святилище могло быть и языческим капищем, и зороастрийским святилищем, и замком средневековых правителей, а так же и мусульманской мечетью.
Следующий заход учёных на раскопки состоялся с 1992г по 1996г. Исследования проводил О.М. Ростовцев. Было найдено много фрагментов различной глиняной посуды, а так же фрагмент головы быка, выполненной в натуральную величину. В источниках об исследовании данного храма написано, что по глиняным черепкам сковородок определили начало появления данного культового сооружения как I-II века до нашей эры. Это говорит о древности храма и изначально он был всё-таки зороастрийским культовым сооружением. Всего было откопано 18 помещений в 2-х уровнях.
План-схема раскопок
Коридор к одному из входов (на плане в сторону помещений 14 и15)
Ниже на видео слушаем гида Татьяну о Корихоне и различные истории из современной жизни археологических памятников Узбекистана.
Далее на видео помещения, где зороастрийцы готовили умерших к погребению. Перепечатал фрагмент, не изменяя текст: «Мы предполагаем, что помещение №2 выполняло функцию “Ката” - места для очистки трупов от костей при помощи подогретого воздуха. В нише разводили огонь, покойника укладывали в глубокую нишу, на лежанку. Отверстие в потолке лежанки закрывали, а помещение наполнялось дымом, воздух нагревался. По истечении некоторого времени усопшего доставляли в боковое помещение, где мясо отделяли от костей. Люди обслуживающие “кат” считались нечистыми и должны были жить изолированно от других людей». Разительно отличаются похоронные обычаи от тех же зороастрийцев, хоронивших усопших на вершине погребального сооружения «Дахма Чилпык». А результат в обоих случаях один и тот же: кости, оссуарий, погребение в земле. Возле Корихоны находится огромное кладбище, а через дорогу - другое, где находят оссуарии.
Такое уединённое место не могло остаться без внимания аскетами. Нижнее помещении Корихоны (№№15,16,17) было обжито в середине 19 в. ишаном Ишмухаммадом из рода Накшбандия. Им была устроена мусульманская мечеть. В крестообразном помещении находится до сих пор сагана (могила) святого, куда в настоящее время люди приходят и приезжают на зиарат (помещение № 16 на схеме).
И как писал ранее, нижний и верхний ярус соединены между собой узким коридором со ступеньками.
На этом посещение храма было окончено, Прошлись в сторону зороастрийского, и не только, кладбища, но не дошли. Сказали, что по кладбищу гулять - это отдельная история.
Ниши в стене. Сказали, что остатки укрепления, которые защищали эту дорогу.
Впечатлений от посещения исторических мест получил много. Обещанных плазмоидов в Корихоне не встретил. Видимо духи усопших меня не любят. Да, забыл написать, что когда только началась экскурсия, в помещении с куполом (№10 на схеме), в темноте горлица забила крыльями и вылетела на улицу. Купол акустически сильно усилил звук хлопающих крыльев. В темноте это было жутковато. Ещё и дамы дружно издали нечленораздельные звуки в верхнем голосовом диапазоне.
Предгорья Кураминского хребта.
Все исторические памятники находятся в свободном доступе, посещение бесплатно. Найденные артефакты на данных территориях (и не только тут) за пределы Узбекистана вывозить запрещено.