"Сакральные места и места силы древнего Илака" ©

Nov 12, 2023 16:52


В августе, когда ездил на рыбалку к границе с Казахстаном (на платные пруды) познакомился с коллегой по поездке. Обсуждали разные исторические срезы, прошедшие по территории современного Узбекистана. Вот тогда она впервые рассказала про подземный храм Корихану и показала несколько фотографий из подземелья с «плазмоидами», запечатлёнными камерой. Меня это место очень заинтриговало. Тем более я люблю такие места. Посещал скальный храм в Дивногорье (Воронежская обл.), что вырезан в меловой горе монахами, смотрел подземный храм - начало Свято-Михайло-Афонского монастыря в родной Адыгее, что вырезан в скальной породе монахами. Но с первого раза сюда поездка не срасталась. Пока не увидел анонс (как в оглавлении) от телеграмм канала Вместе.uz (https://t.me/turizmvmeste). Древние объекты, которые мы посетили - находятся в исторической области Илак, и начали с городища Тункент, что когда-то был столицей древней области Илак.



Схема городища Тункент (Тункет) по результатам раскопок 1959-1962 годов. ( Ю.Ф. Буряков " Историческая топография древних городов Ташкентского оазиса (Историко-Археологический очерк Чача и Илака) стр. 111)

Это городище, находящееся недалеко от завода АГМК (Алмалыкского горно-металлургического комбината), было раскопано в 1929-1934 годах М.Е. Массоном. Как раз в это же время в Алмалыке начали строить завод (который работает до сих пор) по производству золота, серебра, меди. В этих землях издревле добывалась руда этих металлов и как раз в Тункенте перерабатывались непосредственно в метал. Тут был один из крупнейших монетных дворов государства Чач (Шаш), где чеканились золотые и серебряные монеты. В Эрмитаже есть монеты с надписями, указывающими на то, что они отчеканены были на монетном дворе города Тункент из серебра месторождения Кух-и-Сима. Сам город Тункент ровесник Самарканда, но... наличие серебра и золота не спасло его от разрушения арабами в 7 веке. А после нашествия Чингиз-Хана совсем потерял свою мощь. Когда в 1929 годах велись раскопки, здесь были найдены залежи шлака, порядка 150 000 тон, с тех ещё, древних времён. Доктор геолого-минералогических наук С. Ф. Машковцев в 1928 г.  изучил физико- химический состав и свойства этих шлаков, конструкции медеплавильных печей и горна по выплавке чугуна. В этом медном шлаке содержалось: меди 0,5-1,0 %, свинца 1,6- 1,0 %, золота 0,5-1,5 г/т, серебра 100- 200 г/т. Конечно Советская власть не могла такое упустить и весь древний шлак переработали на благо страны.



( Из сети. Так увлёкся черепками горшков, что забыл снять. На фото городище действительно в таком виде. На выше приведённой схеме раскопок это I - кухендиз).

Сегодня остатки городища представляют из себя холм, высотой метров в 10, который со всех сторон потихоньку разрабатывается строительной техникой. Рядом строится крупная медно-обогатительная фабрика и как видно по снимку из космоса, откосы площадки вплотную подходят к холму городища (про дороги вообще молчу).



На фото прекрасно виден культурный слой VI-VIII веков, образовавшийся раздавленными кувшинами для хранения всего (наверное).





Более менее сохранившиеся останки глиняного сосуда

А ниже вид того, что творится вокруг городища. Но понять государство можно. Илак - это прошлое, а настоящее - это здесь и сейчас. Государство то молодое...



Ходишь вокруг холма, а под ногами валяются разбитые остатки прошлого... Гид сказал, что древние изделия из различных металлов тут до сих пор находят.



Черепок с глазурью. Сказали, что VIII-{X век.



Этот черепок то же из тех времён.



Черепок посуды. Сказали, что это VI-VIII века. Их отличают по цвету. Голубой оттенок изделий - это уже мусульманский период.

Фрагменты посуды в данном месте появляются в основном после сильных дождей или когда снег сходит. Как писал выше, что могут и другие вещи появляются. Вот такое небольшое знакомство произошло с Тункентом, название которого происходит из иранской ветви и означает: тун - первенец + кет - город = город-первенец. Ну а  монгольское нашествие 1220 года и последующая смена оседлого населения на кочевое, междоусобицы в послемонгольский период, полностью уничтожили Илак, как государство, где рудная промышленность на его территории практически исчезнет,  а минералогические познания утратятся до современных дней. :-)

Далее посетили урочище (оазис) - Сорок дев. На карте (выше) обозначено как Qirq qiz. На самом деле это большое количество рядом находящихся родников, бьющих из скалы и не пересыхающих летом. Появление названия этого места объясняется легендой: Название Qirq qiz, по легенде, произошло после того, как на город напал враг, сорок девушек убежали в близ растущий лес и стали молится Всевышнему, чтобы он избавил их от бесчестья. Бог услышал их мольбу и обратил в родники, каждый из которых лечит определённый орган или часть тела человека. Вот таким вот образом появилось тихое место для семейного отдыха. Место очень уютное, благоустроенное, спокойное и тихое, не смотря на глобальную стройку вокруг.



По тропинкам у Сорока девиц.

Отдельное слово про родники. На счёт лечебных свойств воды не в курсе, но был поражён тому, что вода каждого источника имеет свой вкусовой оттенок. И ею просто не возможно напиться.

Выше посмотрели источник для лечения глаз. А ниже источник от бесплодия. Я его водицы то же испил. Но не знаю, каким образом эта вода мне поможет.

Воды всех лечебных родников стекаются в одну реку. Надо было у городища воды от всех болезней набрать и омолодится. Умная мысля посетила тогда, когда уехали оттуда.



Вода чистейшая и даже рыба есть.

Так вот, опять возвращаясь к Тункенту: археологические исследования городища показало, что первое поселение здесь возникло еще в III- IV вв. н.э. и располагалось вдоль протоки, питавшегося родниковыми водами и этой рекой.



Красивый снимок реки на фоне чинары

Уехал оттуда немного расстроенным. Вся эта красота, история, спокойствие не продержится долго в таком мощном промышленном кластере производства золота, серебра, меди ещё чего то. Всё это исчезнет.

По дороге в Корихану заехали в местное место паломничества - Авлиё «Парпи ота» Зиёратгохи. От Алмалыка находится в километрах 5. Для местного населения это довольно значимое место, так как сюда идут люди лечится от разных недугов. При нас на территорию, на руках, занесли бабушку. Видимо ходить не может и надеются, что местные камни, а также просьба о помощи у Всевышнего даст облегчение.



Один из камней, к которому прикладываются паломники, прося об исцелении.

Ниже на фото камень, на котором лечат спину. Так как вертикальный камень как раз смотрит на солнце в зените, то я представляю, как летом, в чиллю (или «саратон» на фарси), этот камень её прогревает.



На сеансе

Так же нашли ещё один инструмент лечения - «Трон». Кто то сказал, что этот камень приводит в порядок «мужскую сил». Тут я, на всякий случай, решил немного подзадержаться, так как с этого камня и склона холма открывался великолепнейший пасторальный пейзаж....



На "Троне"

Как ни странно, но «Парпи Ота» - не признанное официально мусульманским духовенством место паломничества, связанное с одноименным сподвижником. Но всё равно народ идёт сюда в надежде на исцеление. Есть мнение, что это отголоски зороастрийских верований, которые очень сильны у населении Средней Азии (как пример - праздник Навруз). Эти следы отчётливо видны на камне. Тысячелетиями паломники в щелях этого камня зажигали огонь, а затем совершали молитвы, прося у Бога о сокровенном.



Следы от огня.

Я то же прикоснулся к местным обычаям паломничества. Мне провели  обряд от сглаза. Апа прочитала необходимую молитву и побила меня плёткой (слегка). Надеюсь, что помогло. :-)))

Когда шли на выход, на святом камне, что в беседке, оставил немного денег. Смотрители рекомендовали класть в ящик с замком, но местные утверждают, что тут не воруют, так как это идет против завета Всевышнего.



Далее был последний рывок в предгорья Кураминского хребта, к подземному храму Корихона. Так как недалеко находится рудник Каульды, где добывают золотосодержащую кварцевую руду, нас через КПП охрана не пропустила. Автобус оставили у КПП на стоянке и пешком пошли 1,5 км в гору.



Горное одиночество.

Данный исторический памятник представляет собой пологий земляной холм, высотой 22 метра и  смотря на него не скажешь, что внутри скрывается целый лабиринт залов и проходов. Помещения внутри холма расположены на двух ярусах, соединенных между собой проходом (коридором) с глиняными ступеням.  Подземный храм Корихона впервые был описан в 1934 году известным советским археологом академиком М.Е. Массоном. Точного мнения о назначении данного культового сооружения у учёных до сих пор нет. В разные исторические периоды подземное святилище могло быть и языческим капищем, и зороастрийским святилищем, и замком средневековых правителей, а так же и мусульманской мечетью.

Следующий заход учёных на раскопки состоялся с 1992г по 1996г. Исследования проводил О.М. Ростовцев. Было найдено много фрагментов различной глиняной посуды, а так же фрагмент головы быка, выполненной в натуральную величину. В источниках об исследовании данного храма написано, что по глиняным черепкам сковородок определили начало появления данного культового сооружения как I-II века до нашей эры. Это говорит о древности храма и изначально он был всё-таки зороастрийским культовым сооружением. Всего было откопано 18 помещений в 2-х уровнях.



План-схема раскопок



Коридор к одному из входов (на плане в сторону помещений 14 и15)



Ниже на видео слушаем гида Татьяну о Корихоне и различные истории из современной жизни археологических памятников Узбекистана.

Далее на видео помещения, где зороастрийцы готовили умерших к погребению. Перепечатал фрагмент, не изменяя текст: «Мы предполагаем, что помещение №2 выполняло функцию “Ката” - места для очистки трупов от костей при помощи подогретого воздуха. В нише разводили огонь, покойника укладывали в глубокую нишу, на лежанку. Отверстие в потолке лежанки закрывали, а помещение наполнялось дымом, воздух нагревался. По истечении некоторого времени усопшего доставляли в боковое помещение, где мясо отделяли от костей. Люди обслуживающие “кат” считались нечистыми и должны были жить изолированно от других людей». Разительно отличаются похоронные обычаи от тех же зороастрийцев, хоронивших усопших на вершине погребального сооружения «Дахма Чилпык». А результат в обоих случаях один и тот же: кости, оссуарий, погребение в земле. Возле Корихоны  находится огромное кладбище, а через дорогу - другое, где находят оссуарии.

Такое уединённое место не могло остаться без внимания аскетами. Нижнее помещении Корихоны (№№15,16,17) было обжито в середине 19 в. ишаном Ишмухаммадом из рода Накшбандия. Им была устроена мусульманская мечеть. В крестообразном помещении находится до сих пор сагана (могила) святого, куда в настоящее время люди приходят и приезжают на зиарат (помещение № 16 на схеме).

И как писал ранее, нижний и верхний ярус соединены между собой узким коридором со ступеньками.

На этом посещение храма было окончено, Прошлись в  сторону зороастрийского, и не только, кладбища, но не дошли. Сказали, что по кладбищу гулять - это отдельная история.



Ниши в стене. Сказали, что остатки укрепления, которые защищали эту дорогу.

Впечатлений от посещения исторических мест получил много. Обещанных плазмоидов в Корихоне не встретил. Видимо духи усопших меня не любят. Да, забыл написать, что когда только началась экскурсия, в помещении  с куполом (№10 на схеме), в темноте горлица забила крыльями и вылетела на улицу. Купол акустически сильно усилил звук хлопающих крыльев. В темноте это было жутковато. Ещё и дамы дружно издали нечленораздельные звуки в верхнем голосовом диапазоне.



Предгорья Кураминского хребта.

Все исторические памятники находятся в свободном доступе, посещение бесплатно. Найденные артефакты на данных территориях (и не только тут) за пределы Узбекистана вывозить запрещено.

Зороастризм, Зиёрат, пещера, Ишмухаммад, travel, Древности, mountains, travelblogger, археология, Экскурсия, праведник, фотоистория, фотогоры, tourism, Древние развалины, travelphotography, Прошлое, туризм, дикий миндаль, фотопрогулка, плазмоиды, оссуарий, qirqqiz, добыча серебра, trip, родники, раскопки, род Накшбандия, походывгоры, фотоблог, сагана, ишан, Корихона, Кураминский хребет, праведники, Путешествие, походы в горы, Илак, Шаш, святые места, паломники, путешествие, добыча золота, туристы, huawei mate 40 pro, подземный храм, Алмалык, Тункент, артефакты, городище, Чач, горы, Лечение спины, древняя область, traveler, предгорья, Узбекистан, Заратустра

Previous post Next post
Up