Читая газету "Суть времени", а именно
статью из цикла "Судьба гуманизма в XXI столетии", я обратил внимание на то, с каким восхищением один из идеологов фашизма Розенберг говорил о Гёте, занимаясь анализом его творчества.
Альфред Розенберг внимательно изучал не только Гёте, но и Достоевского. Это показывают его слова: «Настоящим потрясением для меня стали «Братья Карамазовы», «Как сможет человек получить способность заглянуть в душу других людей, если не от величайшего знатока человеческой души?»
Розенберг предельно четко ответил на вопросы, остро поставленные Достоевским. Гуманизму был противопоставлен фашизм.
Произведения Достоевского препарируют гуманистическую концепцию, заставляют отвечать на вопросы, ответа на которых нет в ее рамках.
Верующий человек или человек с гуманистическими ценностями, глубоко впитавшимися с культурной традицией в процессе воспитания, христианин от этого яда имеет хорошую прививку. А человек с изъянами в воспитании и образовании, выросший в современном мире потребительских псевдоценностей, такой прививки не имеет. Более того, если он начинает искать смыслы, то он может захотеть разрушить такое общество, отнесясь с презрением к «бюргерам». А прочитав «Преступление и наказание», может увидеть лишь презрительную слабость Раскольникова, не сумевшего стать «имеющим право».
Розенберг, анализируя творчество Гёте, находит источник сил Фауста в фашистской метафизике воли к власти. В соответствии с этим Фауст совершает свои поступки, подпитываясь отрицанием гуманистического начала, обращаясь к хтонически-антигуманистическому.
Причем сам Розенберг прямым текстом объявляет о буквально дьявольском происхождении этого начала - источника сил Фауста, и, обобщая, источника сил фашисткой сущности. Классический гуманизм при этом не просто отбрасывается, а обвиняется в том, что он не давал раньше немецкой нации прийти к «светлому сознанию».
В своих умопостроениях, легших в основу теоретического обоснования фашизма, Розенберг опирался не только на Гёте и Достоевского. Так, Эрнст Арндт считал гуманизм лжеучением, а Вильгельм Риль - родоначальник радикального экологизма и расизма - искал силу немецкой нации в возврате к природным началам. Важную роль сыграл также популяризатор идей Дарвина Эрнст Геккель, утверждавший, что общество должно опираться на законы естественного отбора.
Фашизм, таким образом, был сильным ответом на угасание гуманистической концепции. Ответом, основанным на полном отрицании гуманизма. Этим фашизм представляет прямую противоположность коммунизму, который поднял идеи гуманизма на свое знамя, но так и не смог сформировать новый гуманизм с более глубоким и качественным содержанием, преодолевающим выявленные слабости.
Николай Ганибаев