Настало время защищать интеллигенцию от нравственного саморазрушения - в поисках идеала

Sep 23, 2015 10:59



В городском парке вечерами по вторникам показываем советские фильмы.
Вчера на киноклубе смотрели и обсуждали фильм "Дорогой мой человек" (СССР, 1958).

В фильме идет разговор про судьбу настоящего советского интеллигента врача Владимира Устименко.

По завершению просмотра в начале обсуждения я зачитал отрывок из замечательной рецензии на этот фильм - http://galina-guzhvina.livejournal.com/34534.html

Комментируя выход фильма на экран, Хейфиц и произнес свою известную фразу: "Я думаю, настало время вновь защищать интеллигенцию, художественно, на примерах искусства". Полагаю, период анахроничности его высказывания уже позади, нынче оно разве что обогатилось новыми смыслами. Интеллигенцию самое время вновь защищать - на этот раз от нравственного саморазрушения, забвения истинной своей роли, подмены понятий.

Ведь настоящий интеллигентский идеал - это провинциальный врач Устименко, а никак не профессор Преображенский, по духу времени и вкусу куда больше напоминающий гаденького Женечку Степанова.

Живое обсуждения вызвало сопоставление Устименко и Преображенского в качестве идеала для интеллигенции, довольно неожиданное и необыкновенно меткое.

Также меня заинтересовала цитата Хейфица, нашел источник. Оказывается, режиссер вовсе не хотел показать Устинова героем, как это воспринимается сейчас. Цитата из «Страниц из кинотетрадей» Иосифа Хейфица:

При рассуждениях об Устименко всегда вспоминают «положительного героя». И сразу - котурны, дистилляция, рецепты, муляж, ссылка на классику.

Лучше всего ответил на это Чернышевский: «Я держу пари, что Кирсанов, Лопухов казались большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй, даже лицами идеализированными, пожалуй, даже лицами невозможными в действительности по слишком высокому благородству. Нет, друзья мои… не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко». Это «вы» - Женечка, и рядом с ним Устименко кажется героем. Но он простой, обыкновенный, «рядом с нами» человек.

Как же больно сознавать, что в нашей жизни нравственные идеалы Устименковых подменяются позицией Женечек: "Главное в жизни: карьера и деньги".

Современному кино очень не хватает таких героев, как Владимир Устименко, которые могли бы стать идеалом для новой российской интеллигенции.

Николай Ганибаев

кино, Россия, Воронеж, СССР

Previous post Next post
Up