Пересматривая старые советские фильмы не могу не выразить свои впечатления о первом советском фильме, получившем широкую известность в Европе и США. Это "Поликушка", послереволюционное немое кино 1919 года, снятое по одноименной повести Льва Толстого.
Право слово, по сравнению с тем, что демонстрирует массовый современный кинематограф, немое кино начала века выигрывает по выразительности и обращению к чувствам зрителем. За сорок минут просмотра успеваешь проникнуться сочувствием к жизни дворового крестьянина, пожалеть его семью, увидеть картину жизни русской деревни середины 19 века и глубину безысходного отчаяния человека, не имеющего возможности изменить свою жизнь.
В фильме с первых кадров показан простоватый, безвольный бедняк и его большая семья из жены и 5 детей, ютящихся в маленькой избе. Скученность, бедность, убогость быта Поликушки контрастируют с показанной обстановкой барской усадьбы. Поликей не может удержаться от пьянства, чему попустительствуют соседи, обменивая украденные им вещи из усадьбы на выпивку. Показан и его сосед, Дутлов Семен, не брезгующий воспользоваться состоянием Поликушки и спаивающий его в обмен на краденное.
Сам Поликей ходит оборванцем. Жене обещает не пить, барыне обещает не воровать, и ясно, что своих клятв он сдержать не в состоянии, со своей слабостью бороться не может, да и не хочет.
Видно, что смирился со своим положением, унижается, бьет поклоны, поведением похож на собачонка при барыне. Актеру Ивану Москвину мастерски удается показать это самоуничижение протагониста. Барыня верит, что он исправится и решив доказать это всем, поручает Поликушке ответственное дело - привезти крупную сумму денег от садовника из города в усадьбу.
Воодушевленный оказанным доверием Поликей делится поручением с семьей, которая помогает собраться ему в дорогу. Все суетятся вокруг него, он в центре внимания. Жена приводит в порядок сапоги, шапку. Поликей горделиво принимает эти знаки внимания, что ему доверили важное поручение. Провожают в дорогу соседи. Жена напутствует - смотри помни клятву, не пей ни капли. Сочетание закадрового текста с немым изображением вполне успешно передают торжественность атмосферы проводов и беспокойство супруги за выполнение поручения барыни.
Недоверчиво встречает его садовник, осматривает, с сомнением отдает ему деньги. Поликей с осознанием собственной важности гуляет по рынку, примеряет и торгуется за шубу, показывает конверт с деньгами посторонним людям. Глядя на происходящее на экране так и хочется сказать - остановись! И пусть он не выпивает, но видно, что это поручение ему не по плечу, он не готов ни к какой ответственности и только вопрос времени и случая, чтобы ответственное дело оказалось сорванным.
Так и происходит. Несмотря на ценный груз, Поликушка засыпает и в грезах видит себя выполнившим дело и получившим награду от барыни. Очнувшись, к ужасу видит, что конверт с деньгами выпал по пути. Лицо Поликея выражает потрясение и глубину его отчаяния, что замечательно удалось передать актеру. Эта немая сцена особенно запомнилась и вызвала яркие чувства.
Также на меня произвела большое впечатление заключительные кадры фильма, где пересекается путь двух телег - одной с гробом и другой с выкупленным рекрутом.
Картина беспросветного существования крестьянства, отсутствие возможности иного выхода, кроме того, который был выбран Поликеем, убедительно снята и предложена на суд зрителя.
На первый план выходит не столько сюжет, сколько душевная трансформация и переживания Поликея и его окружения. Этим кино выгодно отличается от подавляющей массы современных фильмов.
Рекомендую посмотреть "Поликушку" самостоятельно и сделать собственные выводы:
Click to view
Недаром этот советский фильм даже в условиях начала двадцатых годов прошлого века получил признание на Западе и вошел в десятку лучших мировых кинопремьер 1923 года на американских экранах.
Николай Ганибаев