Российская история - в чьих интересах реализуется право на власть?

Jan 31, 2017 23:51



Правят не обязательно самые сильные или самые умные или самые хитрые. Правят те, кто смог опереться на достаточное количество людей, способных обеспечить реализацию предъявляемого права на власть. Пожалуй, таких людей можно назвать элитой, возможно, не в каноническом понимании этого термина. Каждый человек из элиты добровольно отказывается от полноты власти в пользу тех, кто правит. Это может быть вызвано самыми разными причинами, как вполне корыстными интересами, так и соображениями добродетели.

С какой стороны подступиться к вопросу о том, в чьих интересах осуществлялась власть в России при тех или иных правителях? Для этого надо понять, как правители приходили к власти, на кого они опирались при ее осуществлении.

В России в 18 веке с воцарением Петра III, а затем и Екатерины II, к власти пришла и закрепилась Гольштейн-Готторпская (Ольденбургская) ветвь рода Романовых, о чем подробно рассказано здесь. Особенно обращает на себя богатая история борьбы Ольденбургов со славянами и опыт их усмирения. Так, например, сам город Ольденбург ранее был славянским городом Стариград, до захвата его династией Ольденбургов.

Кстати, фашистская Германия прекрасно знала историю, о чем говорит то, что экономический раздел плана нападения на СССР «Барбаросса» носил кодовое название «Ольденбург».

Екатерина II для свержения своего супруга занимала крупные суммы у иностранных государств для подкупа элиты того времени. Лояльность российской элиты была куплена и оплачивалась Екатериной II на протяжении всего ее правления, на что тратились огромные государственные средства.

Действовала ли Екатерина II в интересах народа? Пожалуй, не более, чем пастух действует в интересах овец. Так, например, ею были сформулированы задачи правителя:
1. Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

При этом ей же принадлежат слова: "Что же касается до толпы и до ее мнения, то им нечего придавать большого значения".

Екатерина II с пренебрежением относилась к русской культуре и науке, отдавая предпочтение всему иностранному, особенно немецкому, с негодованием относилась к малейшей критике в свой адрес, зато лесть щедро вознаграждала.

Покупая лояльность, Екатерина II неизбежно поступалась государственными интересами. Тем не менее лояльность элиты это обеспечивало и позволяло государству прирастать территориями. Тем не менее такой тип власти - это по определению Аристотеля «власть господина над рабами».

Такой же тип власти осуществляется и сейчас. Лояльность элиты куплена. Но сегодня есть те, кто готов предложить более высокую цену. К чему это приводит, мы в недавнем прошлом видели на примере Ирака и Ливии.

Правители могут, преследуя свои собственные интересы или интересы своего рода или интересы правящей элиты, действовать на благо народа и его будущего. Однако, это похоже на игру в рулетку. Успех или неудача государства ставиться в высокую зависимость от случая, от слепого поворота судьбы.

Аристотель в «Политике» писал, что всякая власть «может осуществляться, с одной стороны, в интересах властвующего, с другой - в интересах подчиненного; в первом случае мы имеем в виду власть господина над рабами, во втором - власть над свободными».

Нельзя не заметить, что даже когда власть осуществляется в интересах властвующего, государство может прирастать территориями, усиливаться так или иначе, однако это забота хозяйки о курах, которые несут яйца и без раздумий будут отправлены в суп, когда придет пора.

Когда говорят об общественном договоре, часто имеют в виду некий договор народа с властью, правящей элитой. Однако договариваться могут лишь квалифицированные стороны, и есть непреодолимый соблазн договориться внутри элитного меньшинства, погружая большинство в невежество, наполняя его неверием в возможность изменить что-либо.

Конечно, хочется вспомнить об общественном договоре в понимании Руссо, когда "каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого". Но где общая воля и где правящие элиты? Элита выражает собственную волю, которая может быть созвучна, так и не созвучная выражению воли народа. Особенно такое несозвучие проявилось при развале СССР, когда общая воля была предельно четко артикулирована.

Только коммунистическое общество, которое ставит во главу угла развитие человека, обеспечивает условия, при которых с течением времени неизбежно растет средний уровень вовлечения населения в квалифицированное участие в управление государством. Элита перестает быть узким слоем населения, а расширяется, вплоть до включения в себя всего общества, и право на власть реализует народ в своих собственных интересах.

Николай Ганибаев

Россия, гуманизм, история

Previous post Next post
Up