Они были...

Aug 26, 2018 09:35

У ненависти много лиц. История Эме и Ягуар
...Увы, у ненависти много лиц, и люди подвергаются притеснениям и преследованиями по самым разным основаниям. Это может быть происхождение, цвет кожи, религия, язык... И об этом никогда нельзя забывать и молчать.


Фелис Рахель Шрагенхайм (Felice Rachel Schragenheim)

И даже среди геев и лесбиянок были те, кто стал жертвой дискриминации и преследований не из-за своей ориентации, а из-за принадлежности к некому иному меньшинству - национальному, языковому, религиозному... Например, такова в 1930-е и 1940-е годы была судьба множества геев и лесбиянок, имевших еврейское или цыганское происхождение. При этом не стоит забывать, что и геи как меньшинство подвергались преследованиям.

Сегодня мне хотелось рассказать вам об уникальной истории. Это история двух девушек, которая разворачивалась в Германии на фоне Второй мировой войны.

Все началось в 1942 году, когда 20-летняя антифашистка Фелис Рахель Шрагенхайм (Felice Rachel Schragenheim) познакомилась с Элизабет Вуст (Elisabeth Wust), которую окружающие называли просто Лили. Шарлотте тогда было 29 лет, и она уже была замужем и имела четырех детей, однако между женщинами вскоре вспыхнуло сильное чувство.

Фелис происходила из обеспеченной и образованной семьи, и у нее были родственники в США. Еще в школьные годы она испытала подобие лесбийских чувств к однокласснице по имени Ольга Зильбербах. Она была всесторонне развитой девушкой, прекрасно освоила английский язык, была начитанной и даже писала стихи. В конце 1930-х годов на фоне преследований евреев в Германии она и ее близкие предпринимали попытки уехать, однако они так и не смогли покинуть страну.

В начале 1940-х она работала в издательстве и, будучи еврейкой, скрывала свое настоящее имя - окружающие знали ее как Фелис Шрёдер (Felice Schröder). Именно так ее и впервые и представили Лили. К тому времени Фелис уже была активной участницей подполья. Со временем она прониклась к Лили доверием и смогла назвать ей свое настоящее имя - а позже и влюбилась в нее.

Приходя к женщине в гости, она всегда несла цветы и свои стихи. Когда в 1943 году Лили Вуст заболела и попала в больницу, Фелис каждый день носила ей букет роз. (Connolly, Kate. "I still feel her breath". New York, New York: The Guardian US, June 29, 2001).

Лили Вуст принадлежала к обеспеченному бюргерскому кругу. Она жила вместе с мужем в берлинском районе Шмаргендорф, и в ее доме даже была домработница.

Во время войны муж Лили Вуст воевал на фронте. В 1942 году она разошлась с ним, и Фелис поселилась в ее доме. Две женщины изложили чувства друг к другу на бумаге и даже составили некое подобие брачного договора.

В целом окружение Вуст поддерживало нацистскую политику. Поэтому, когда подруга поселилась в ее доме, ни у кого не появилось никаких подозрений в том, что Лили может делать что-то, что не одобряет режим. (Не будем забывать, что лесбиянки, как и вообще ЛГБТ, в нацистской Германии преследовались как женщины, ведущие антиобщественный образ жизни. Преследование мужчин-геев в Германии было еще более жестоким).

Однако женщины прожили лишь чуть более года. Со временем подозрения все же возникли. Вуст вызывали на допросы и даже угрожали депортацией, но ее спасло то, что она имела медаль матери-героини. Женщина впала в депрессию и пыталась покончить с собой, однако выжила. Уже после войны, в 1950 году, она вышла замуж второй раз. Это был брак без любви, муж не вызывал у нее симпатий и был склонен к жестокости - до такой степени, что она вновь попыталась покончить с собой.



Элизабет Вуст (Elisabeth Wust)

В сентябре 1944 года Фелис Шрагенхайм была схвачена нацистами из-за еврейского происхождения и отправлена в концлагерь Терезиенштадт, затем в Освенцим, и в итоге стала одной из миллионов людей, которых насильно отправили пешком в лагерь Берген-Бельзен. Каждый день гибли тысячи людей, сегодня это трагическое событие сегодня как Марш Смерти.

Лили Вуст делала все, чтобы спасти девушку. Узнав, что ее отправили в лагерь, она сама приехала к воротам Терезенштадта, откуда ее гнали охранники. Несмотря опасность, Лили постоянно писала возлюбленной письма. (Sarris, Andrew. "An 85-Year-Old Nazi Bride Remembers Her Jewish Lover". New York, New York: Observer, August 21, 2000.)

Однако Фелис Шрагенхайм не дожила до освобождения. Ее не стало в самом конце 1944 или в начале 1945 года. (Erica Fischer, Das kurze Leben der Jüdin Felice Schragenheim, Deutscher Taschenbuch Verlag, 2002). Сегодня возле е дома установлен так называемый камень преткновения (Stolperstein) - так называют металлические таблички, которые устанавливаются возле жилищ людей, ставших жертвами нацизма. Такие "камни преткновения" установлены и у домов некоторых немецких геев.



Сама же Лили Вуст была признана Праведницей мира за помощь еврейке в годы Холокоста.

Лили Вуст пережила войну и прожила долгую жизнь, умерев в 2006 году в возрасте 92 лет. В начале 1990-х годов она рассказала историю своей любви журналистке Эрике Фишер, которая подробно изучила биографию и творчество Фелис Шрагенхайм. На основе этой истории она написала книгу "Эмме и Ягуар" ("Aimée und Jaguar"). "Ягуар" - так звучал позывной псевдоним антифашистки Фелис. В 1999 году по ней был поставлен одноименный фильм. Также любви двух женщин был посвящен документальный фильм 1997 года.

Андрей Кожевников, Equal-Gay.Com.В 2001 году Лили Вуст дала обширное интервью, в котором рассказала о том, что Фелис была главное любовью всей ее жизни.

Интересно, что сын Вуст по имени Эберхард перешел в иудаизм и с 1961 года жил в Израиле.

...Это лишь одна из возможно многих историй о любви, которая оказалась сильнее ненависти и войны. Одна из тысяч историй, которые мы, возможно, не узнаем уже никогда...
Андрей Кожевников,
От себя: в начале 200-ых был снят художественный фильм "Эме и Ягуар"- сильная вещь, точно по биографии. И ведь его показывали на одном из федеральных российских телеканалов! Было время...

герои, ЛГБТ, антифашисты, лесби

Previous post Next post
Up